Научно-технический прогресс влечет за собой не только позитивные, но и негативные последствия, порождая на свет тех, кто обращает его в пользу себе и во вред другим. Свежая статистика регионального МВД гласит: с начала этого года в Бурятии возбуждено 396 уголовных дел по фактам мошенничества в сфере информационных технологий.
В одном из номеров нашей газеты рассказывались истории людей, которые оказались жертвами кибер-преступников. Как не разделить их участь, корреспонденту «МК» пояснила практикующий юрист и психолог из Бурятии Наталья Семенова.
— Наталья, когда развелись и откуда взялись подобные жулики?
— Телефонное мошенничество появилось, когда сотовыми телефонами обзавелось большое количество людей. В Россию оно пришло поздно, а, например, в США существует, пожалуй, с 1990-х годов и даже раньше. Его возникновение связано с именем Виктора Лоусона, который создал целую империю телефонных мошенников, использующих методы социальной инженерии. Долгое время данное явление оставалось латентным: многие жертвы не обращались в правоохранительные органы, не понимая, что произошло. Ну а современный его формат обусловлен широким распространением гаджетов с онлайн-приложениями, через которые, как выяснилось, легко похитить денежные средства.
Наталья Семенова.
— На какие периоды приходится пиковая активность мошенников?
— Во многом это зависит от психосоциального состояния общества, его психоэмоционального благополучия, присутствия опасений за будущее, сбережения, родственников и прочее. Чем в более тревожной атмосфере мы живем, тем в более высокой степени подвержены телефонным и сетевым мошенничествам. Не случайно их волна захлестнула Россию и Бурятию в пандемию коронавируса. Но не во всех случаях телефонные и сетевые мошенники прибегали к «ковидной» тематике при коммуникациях. Из-за общей нестабильности и личной невротизации граждане попадаются на различные схемы «разводов», даже не касающиеся проблем насущных. Преступники тонко чувствуют политические и экономические, социальные и духовные кризисы и используют любые перемены, будь то наводнение или повышение курса валют, для корыстных целей. Но и при тотальной стабильности находят «слабые места».
— Связана ли их активизация с повышением доходов населения, к примеру, с выдачей пособий?
— Получение гражданами социальных выплат повышает шансы преступников на завладение ими, поскольку не прибавляет осторожности при взаимодействии с различными жуликами, а, наоборот, снижает порог восприятия поступающей информации. Если человек не умеет обращаться с деньгами, то рискует пострадать от аферистов. Такая ситуация наблюдалась во все времена и, к великому сожалению, не изменилась до сих пор.
— Расскажите о наиболее распространенных каналах атаки и самых популярных методах кибер-преступников в нашем регионе.
— Основное средство — это смартфоны с выходом в Интернет. Ну а способы разнообразные. Мошенники могут применять не только классические схемы, но и комбинированные: сначала написать в соцсети, а потом позвонить по телефону (или наоборот). Под разными предлогами просят перевести средства со своей карты на «безопасный счет» через приложение или банкомат. Изобретают и новые схемы: звонят от имени операторов сотовой связи и предлагают провести для продления договора некоторые процедуры. Жителям Бурятии поступают звонки от лже-сотрудников МВД, ФСБ, налоговой службы, а также службы судебных приставов, предложения о вложении в криптовалюту и покупке долларов по низкой цене. Звонки от «службы безопасности банка» уже не так актуальны, но все еще эффективны.
— Кто преимущественно становится их жертвами?
— Чаще всего — пожилые люди. Пенсионеры наименее просвещены о телекоммуникационной безопасности, а в их сознании особенно сильны паттерны доверия к статусу. Если человек испытывает некий трепет перед вышестоящими, то невольно будет считывать некоторые проявления власти и официоза — триггерные слова и выражения, определенный тон голоса и манеру разговора, даже когда общается с настоящим аферистом. А уж если тот произнесет сакраментальную фразу вроде: «Согласно части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации…, это подействует гипнотическим образом. Бывали случаи, когда люди становились жертвами мошенников через час после профилактической беседы о них, потому что не воспринимали информацию, поглощенные собственными мыслями, или «зависали» в телефонах.
— Почему же попадаются на такие уловки и отдают кровные?
— Главных причин — две: страх потерять деньги и желание получить прибыль при возможности инвестировать финансы. Катализатором всего этого выступают информационная безграмотность, психоэмоциональное состояние и доминирование такой системы мышления в момент происходящего, при которой потерпевший не склонен анализировать полученные сведения, прежде чем принимать взвешенное решение. Серьезную роль играет и наличие проработанных схем обмана из социальной инженерии с ее когнитивными искажениями, которые преступники могут использовать с большим успехом.
— Какие техники используют аферисты в своей деятельности?
— Целый набор приемов для психологического манипулирования людьми и создания ситуаций, где граждане отдают деньги сами. Это может быть открытый шантаж, «выгодное» предложение, просьбы о помощи, давление на жалость и внушение вины («Вы тут в теплом офисе, а они там под обстрелами») и банальное запугивание («Ваш родственник попал в аварию/счет заблокирован»). Уловки ограничены лишь фантазией. Нередко мошенники создают для жертвы альтернативную реальность, где отводят ей роль агента под прикрытием, важного свидетеля либо обвиняемого по уголовному делу — посредника при передаче взятки и так далее. Россия — огромная страна, и во многих ее регионах есть те, кто живут в ограниченном пространстве, куда не доходит профилактическая информация. А если и доходит, фильтруется автоматически как неинтересная. Восприятие серьезного просто-напросто не включается на фоне рецептов блюд, мемов с котиками и рекламы товаров из интернет-магазинов.
— По Республике Бурятия в сфере информационных технологий наблюдается увеличение или уменьшение количества мошенничеств?
— Скорее, отмечается тенденция к росту скрытых преступлений. Люди не хотят предавать огласке свои неудачи, поскольку считают, что над ними будут смеяться. А жертвы, которые лишились сумм до 100 тыс. рублей, не верят, что смогут вернуть их, и не хотят тратить время. По данным прокуратуры Бурятии, жертвами телефонных и интернет-преступников на 1 сентября 2023 года стали 1673 жителя республики. У них похищено с начала года 413 млн рублей.
— Как у нас борются с такими преступлениями?
— МВД по РБ занимается их расследованием и раскрытием и совместно с прокуратурой РБ осуществляет работу, состоящую в информировании населения о способах мошенничества. Разрабатываются интерактивные методики для формирования у граждан понятия о нем, проводятся профилактические беседы с коллективами предприятий, создаются аудио- и видеоролики для трансляции по телевидению и в Интернете, организуются тематические семинары и конференции, распространяются печатные материалы-памятки. Необходимо работать вплоть до формирования в сознании людей механизмов распознавания мошенников. Но сами они в этом почти не заинтересованы. А насильно знания, умения и навыки внедрять трудно.
— Поделитесь с нашими читателями полезными советами по выведению аферистов на чистую воду.
— Это сделать непросто тем, кто далек от службы в силовых, правоохранительных органах и кредитно-финансовых организациях. Приложения, блокирующие мошеннические номера, зарекомендовали себя хорошо, но преступники нашли «управу» и на них. Нужно запомнить одно. Когда просят перевести денежные средства, назвать какие-нибудь цифры или код, который пришел на ваш телефон, сбрасывайте звонок — после подумаете, что да как. Даже если звонят со знакомого номера, прерывайте разговор — всегда можете перезвонить в банк, МВД и так далее и разобраться, в чем дело. И никогда не переходите по подозрительным ссылкам, что бы вам в них ни обещали.
Автор: Роксана Родионова