Я активно путешествую с 2010 года. До 2015 минимум 12 полётов было в год на самолётах и как правило, не меньше восьми поездок на междугородних автобусах и поездах. А с конца 2019 года ежемесячно передвигаюсь на длительные расстояния автобусами, вплоть до 23 часов длительность одной поездки. Так как живу сейчас на юге России, а билеты на поезд очень дорогие, да и место где я живу, это предгорья Эльбруса и Кавказского хребта, ж.д. станция далековато, то автобус - наше всё, очень хорошо стал разбираться в длительных поездках на автобусах.
Но первая рекомендация, это полёты на самолёте
Многие наверное знают, но не могу не упомянуть, обычно самые безопасные места в самолёте - это около крыльев самолёта и ближе к хвосту. Но около крыльев не очень хороший вид из иллюминатора - как раз крылья большую часть обзора закрывать будут. И последних мест в салоне стоит избегать, там туалетные комнаты. Самые адские места - последние у прохода, постоянно люди будут толпиться в очереди в туалет, задевая вас локтями или одеждой.
Самый дальний перелет у меня был Вьетнам - Москва, около 10 часов лету, всего было четыре таких перелета. Безусловно, первая рекомендация, даже крик души! Пожалуйста, не берёте с собой домашнюю еду в лотках, в термосумках, особенно с чесноком, да и вообще - любую. Очень часто домашняя еда имеет стойкий и неприятный запах который разносится по замкнутому пространству салона и мешает всем. На вас будут косо смотреть, вы десяткам людей испортите полет, если даже вам ничего и не скажут, то думать про вас плохо будут десятки человек - это факт. Вам оно надо? То же самое касается междугородних автобусов, пожалуйста, не надо жрать в автобусах, там же вообще остановки каждые 3 часа.
В самолётах, в целом сытно кормят, у меня ни разу не было такого, что я помирал с голоду, хотя летал и летаю часто
Если же вы не мыслите себя без еды каждые 2 часа, то здраво взять с собой какие-то лёгкие батончики, не шоколадные, а из сухофруктов или орехов, пастилу фруктовую, просто пару яблочек. Они хорошо насыщают, занимают мало места и не имеют едкого запаха. Но в длительных полётах питание и перекусы 2-3 раза, голодными не будете.
По удобству размещения
Безусловно, если вы высокого роста, стоит заморочиться и найти схему салона самолёта, доплатить и взять места те, где можно вытянуть ноги. Понятно, что если есть деньги на бизнес-класс, то мои рекомендации неуместны:) В обычном салоне, не люблю слово эконом, которым называют всё что не бизнес-класс авиакомпании, оно мерзкое - какой же это эконом, это стандарт. Так вот, обычно места с нормальным местом для ног у аварийных выходов в середине салона. Авиакомпания об этом знает и такие места стоят дороже, но на длительных перелётах оно того стоит
Важно! Забудьте о существовании такой компании как "Победа" - дважды в жизни пришлось летать, проклял всё на свете. Я высокого роста и ноги жестко упирались в кресло впереди сидящего пассажира что там я, обычные женщины среднего роста (около 1.65) и то жаловались, что расстояние между рядами кресел очень маленькое. А ещё, учитывайте, что если у вас даже две маленьких сумки, или например как у меня было, рюкзак полупустой, а в руках ещё пакет, допустимого веса до 5 кг обе ручных клади, эти ироды заставят вас за второе место оплатить несколько тысяч рублей. Говорю откровенно - "Победа" очень неприятная компания, худшая из всех которыми я летал. Дно. В других компаниях такого никогда не встречал. Если хотите быть зажатыми между кресел и при этом выслушивать проплаченных известных актёров, их бред бодрыми голосами, о том, что "Победа" самая "лучшая', то вперёд... Только от безысходности можно пользоваться этой компанией, когда лететь нужно прямо сейчас, расстояние полёта небольшое и у вас с собой либо ничего нет, либо маленькая сумка или рюкзак до 5 кг.
Особо отмечу специальную подушку для сна, это актуально как для самолётов так и для автобусов
Первую по незнанию я купил надувную - категорически не рекомендую! Она неудобная и прослужила мне всего две поездки. Лучше купить специализированную подушку которая займёт много места, но она удобная. Я уже почти год с такой подушкой езжу, честно говоря, не скажу что она жизненно необходима, но спать комфортней. Брать стоит в дальние поездки
В завершение, про самолёты скажу так
Если рейс неполный, то перед тем как стюардессы и стюарды начнут объяснять и показывать правила безопасности и двери задраены, можно пересесть на пустые места, пока вас кто-то не опередил. Можно и не спрашивать персонал, мне ни разу ничего не сказали когда я пересаживался.
Про автобусы такие рекомендации
Если рейс долгий, не полный, а вы сидите в середине салона и видите, что в самом конце места свободны, там обычно пять мест подряд, в ширину салона, можете переместиться в самый конец автобуса. Суть всего этого действия в том, что там удобно спать. Ну вы не один так думаете, а разместиться там может с комфортом только один человек, поэтому успевайте. Естественно, во время дороги могут подсесть пассажиры, даже в 3 часа ночи, но это уже другой вопрос. Минусы ехать на заднем сидении - там чаще садятся подвыпившие пассажиры, могут быть неприятные моменты.
Насчёт тряски, я счастливый человек, никогда в жизни не сталкивался с таким понятием как укачивание, но в конце автобуса говорят больше укачивает.
Как уже писал, в салонах автобусов лучше не есть (ничего не есть), если не хотите стать врагами для всего салона. Вопреки многим рекомендациям что пить нужно только воду, я часто беру с собой обычно пол литровую бутылку газировки, предпочитаю Pepsi. Понятно что в пути лучше сильно не наедаться, но в автобусах междугородних как минимум одна остановка будет полчаса - водителем же тоже нужно пообедать или поужинать.
Ещё, сфотографируйте автобус на смартфон, где видно будет его номер.
Всякое бывает, особенно на остановках ночью или в 5 утра, вокруг ещё десяток или даже больше похожих автобусов, можно и перепутать. Останавливаются автобусу обычно на стоянках каждые три часа, это посреди трассы в специальных местах, где стоянки дальнобойщиков. Сразу скажу туалеты стоят от 20 до 30 рублей, там не очень чисто и воняет хлоркой. Неприятное впечатление это оставляет, даже за деньги тебе делают сервис даже хуже, чем бесплатные туалеты в Москве или заграницей. Жаль, что нет инструмента помогающего влиять на оборзевших коммерсантов. В автобусах туалеты всегда закрыты - я не знаю как за границей, но в России так, по крайней мере южное направление. Они есть, но из нет(
Ещё отдельная боль - это "отбитые" люди, они часто пожилого возраста, которые смотрят фильмы или спортивные трансляции без наушников на смартфоне. Таких немного и обычно помогает подойти и поговорить
Про поезда скажу коротко
Путешествовал не так часто, может быть раз 30 от силы за последние 10 лет, но впечатления, по крайней мере купе оставляют неплохое. С виду это тот же поезд что и семидесятых годах, но во-первых кондиционеры хорошо работают, во-вторых публика нормальная, ни разу не встречал чтобы бухали или неадекватно себя вели, но цена билетов даже в плацкарте "кусается ", часто в два, а то и три раза дороже чем автобус, а время в пути такое же.
Понятно что плацкарт в разы проще, перегородок в купе нет, все на виду, ноги торчащие в проходе, разговоры со всех сторон, запахи, но плацкарт, естественно дешевле купе (но все равно дороже автобуса).
Грубо говоря плацкарт - это электричка со спальными местами.