Как часто добрый пример благочестивых родителей отражается в детях и они идут по жизни, опираясь на верные ориентиры.
Отец будущего священномученика Владимира Мощанского – протоиерей Димитрий Мощанский, мама Анна была дочерью священника. Она рано овдовела, вела жизнь богобоязненную, привечала нищих и убогих. После ее смерти многочисленные бедняки пришли проститься со своей кормилицей.
Сын Владимир по примеру родителей отдавал неимущим последнее. А в Вышнем Волочке давал в долг фабричным рабочим, зная, что долг они не отдадут.
Владимир Мощанский родился 15 июня 1866 года в одном из сел Тверского края. Решив пойти по стопам отца, поступил в Тверскую духовную семинарию. Женившись на дочери священника – Евдокии, Владимир Дмитриевич был рукоположен во диакона. В семье родились четверо детей. Но в дом пришла большая скорбь: при рождении последнего малыша матушка Евдокия умерла. Потеряв свою милую супругу, батюшка не отчаивался, тем более Господь укреплял Своего служителя: незамужняя сестра супруги, Александра Ивановна, взялась помогать отцу Владимиру воспитывать малолетних детей.
Батюшку рукоположили во пресвитера в храме Преображения Господня в селе Спасском. Оставшись без дорогой матушки, отец Владимир сосредоточился на духовном делании: сугубом посте и молитве. Если утром не было службы, батюшка подолгу молился, читал Священное Писание. Когда священник тяжело болел, ему прописали лекарство, которое следовало принимать с молоком, в среду и пятницу он от лекарства воздерживался, храня пост.
Сколько любви и почтения к дорогому батюшке испытывали его прихожане. Власти закрыли храм в селе Спасском и забрали у отца Владимира и его семьи дом. Когда батюшка совершал последнее богослужение, со всей округи пришли богомольцы. Стоя на коленях, они плакали, молились, ожидая разлуки с любимым пастырем. А потом тридцать километров шли пешком и провожали пастыря до Кашина, откуда он перебрался в Вышний Волочек и поселился в доме своего покойного отца.
Отец Владимир безмерно любил храм Божий, бывая там почти каждый день. В Вышнем Волочке батюшка служил в Богоявленском соборе, по вторникам служил акафист в Казанском соборе, в среду – акафист великомученику Пантелеимону в Храме Живоначальной Троицы, в четверг – святителю Николаю Чудотворцу в Никольской церкви. Богоявленский собор действует и поныне, сегодня там свято чтят память отца Владимира Мощанского.
Казанский собор был снесен, ныне там располагается городской суд, Троицкая церковь за Тверецким каналом также была разрушена.
После смерти матери к отцу Владимиру на воспитание отправили внучку Ольгу. Он прежде всего учил дитя молиться, попутно давая полноценное школьное образование. И очень в этом преуспел, потому что Ольгу взяли сразу в пятый класс. Но атеизм проникал повсеместно, и из школы девочка принесла частушку:
«Нынче в церковь не ходила
и не каялась попу,
я такого крокодила
даже видеть не хочу!».
Кроткий батюшка ответил: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка – священник?» Пораженная этой мыслью девочка осознала свою ошибку и на коленях испрашивала у деда прощения.
Священник Владимир, будучи в преклонных летах, стал заштатным клириком Преображенского храма на Пятницком кладбище, где когда-то служил его отец – протоиерей Дмитрий Константинович Мощанский. В сторожке Пятницкого кладбища батюшка крестил и отпевал умерших. За алтарем располагалось семейное захоронение, и каждую родительскую субботу батюшка приходил туда с родными. А еще он подолгу молился на пустом месте, где не было захоронений, духовными очами прозревая место своего будущего погребения.
Накануне праздника Сретения Господня в 1937 году, на пике политических репрессий к 71-летнему старцу пришли сотрудники НКВД, предъявив ордер на обыск и арест. Они забрали у него деньги, серебряные столовые приборы и золотые вещи, изъяли даже нательный и наперсный кресты. Тюремный врач при осмотре сделал выписку: «склероз сердца, старческая дряхлость; годен к физическому труду третьей категории». Потом последовали допросы неких свидетелей, которые давали на батюшку обвинительные показания, вот некоторые из них:
«В присутствии учеников восьмых-девятых классов Мощанский проводил контрреволюционную агитацию, направленную на распространение провокационных слухов оскорбительного характера против наших ученых, говоря: "Ученый Павлов перед смертью завещал, чтобы имеющиеся церковные здания не ломать и не занимать под музеи, вот видите, и ученые заступаются за религию"».
Или показания священника-обновленца: «Мощанский открыто стал говорить: "Новообрядцы – это предатели православной земли, они ее продали антихристам-коммунистам". В продолжение разговора Мощанский заявил: "За нами идет вся масса верующих, а за вами никто". Кроме того, Мощанский является активным организатором встречи Нового года в церкви по-старому...»
Несколько месяцев батюшке устраивали мучительные допросы и очные ставки. Немощному старцу дали семь лет заключения с лишением избирательных прав на три года. Батюшка подал кассационную жалобу на пересмотр несправедливого приговора. А пока ее рассматривали, исповедника перевели в другую тюрьму Вышнего Волочка. Условия там были ужасные, камеры заполнены настолько, что узникам приходилось стоять сутками напролет, а когда дверь в камеру открывалась, люди просто вываливались в коридор.
Даже в заключении престарелый отец Владимир не ослабевал в посте, почти все посылки раздавая соседям по камере. Здоровье священника начало ухудшаться, и сокамерники возмущались, стучали в двери с криками: «За что вы мучаете старого священника? В чем он виноват? Мы тоже верим в Бога».
Несмотря на то, что в Верховном суде отменили приговор отцу Владимиру, администрация тюрьмы оставила его в общей камере. Так тяжкие условия погубили немощного исповедника – отец Владимир Мощанский скончался 7 сентября 1938 года.
Добрый пастырь оставил добрый след в сердцах людей. Они сколотили для него гроб, одели в чистое белье и повезли на Пятницкое кладбище, похоронив на том самом месте, где когда-то усердно молился отец Владимир. Семья не знала о смерти дорогого батюшки, пока начальник хозяйственной части тюрьмы не сообщил Александре Ивановне о его смерти, так как образ отца Владимира не оставлял его в покое ни днем, ни ночью. На этом же месте были похоронены его дети Владимир и Ольга.
19 сентября 1999 года в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, где возносил при жизни свои молитвы Богу отец Владимир Мощанский, на Божественной литургии, которую совершали семь архиереев Русской Православной Церкви, было совершено прославление семи новомучеников и исповедников, пострадавших от безбожной власти в 1930-е годы, среди них и священномученик Владимир Мощанский.
С тех пор каждый год 19 сентября, память Тверских новомучеников, совершается торжественное богослужение и крестным ходом идут верующие, молитвенно поминая всех, кто пролил свою кровь за Христа.