Сей опус посвящен нашему путешествию по воде из Санкт-Петербурга в Москву – да-да, отправились мы с мужем в речной круиз на теплоходе «Огни большого города». Писано, скорее, для себя, чтобы сохранить впечатления, чувства и мысли, посетившие автора этих строк во время вояжа двух бодрых пенсов по озерам, рекам, водохранилищам и каналам на борту круизного лайнера.
Вводная, так сказать, в эту историю
Побывать в круизе мне хотелось давно - не то, чтобы прямо уж с детства мечтала , но, начиная примерно с 12-13 отроческих лет - точно. Войдя во взрослый возраст, я эту мечту отодвинула в самый темный угол хранилища своих желаний, ибо ... Ибо нефиг, когда за окном бушуют 90-е, когда нужно кормить, одевать и учить детей, и вообще как-то выживать.
Но и там, в дальнем углу, мечта продолжала нагло отсвечивать, периодически напоминая о себе мельканием круглых и полукруглых дат - тебе уже 25, уже 30, уже 35... а ты еще не... Жизнь, можно сказать, пролетает, проходит мимо, как белый круизный лайнер...
В нулевые мы работали как каторжане, в десятые как-то вдруг резко полюбили незатейливый пляжный отдых - это когда лежишь или в, или на шезлонге под нездешним солнцем, периодически окунаясь в соленую водичку какого-нибудь теплого моря. В отличие от круиза, относительно недорогое удовольствие - Турция, Тунис, Египет и Тай вовсю демпинговали, предлагая невероятно соблазнительные цены на отдых с волшебной приставкой al inclusive. Не хочешь, а поедешь. Ну и Крым в августе, конечно - это святое. Было.
После того, как медики поставили мне диагноз, не внушающий особого оптимизма (об этом я писала здесь), взгляды мои на течение бытия в значительной степени поменялись – так, я поняла, что откладывать что-то «до лучших времен» совершенно бесперспективно, потому что, ну понимаете, до них можно просто не дотянуть.
Но иногда мне хочется думать, что лучшие времена как раз настали – вот, например, сбылась давняя мечта, и я плыву с любимым на белом теплоходе куда-то в счастливую даль… И не важно, что сподвигли меня на эту поездку обстоятельства скорбного характера, что в роли любимого - мой пожилой ворчливый муж, теплоход не совсем белый, а «счастливая даль» откроется всего через восемь дней в столице нашей родины, и будет ограничена недолгим переездом с Речного вокзала на Ленинградский, ибо уже ночью мы отправимся по железной дороге обратно в Питер.
В общем, плывем! Нет, не правильно – идем, потому что, по мнению работников водного транспорта, плавает известная субстанция, а суда – будь то морские или речные – ходят. Мы же теперь не какие-то сухопутные крысы, так что, значит, идем!
Итак, день первый – отправление и Шлиссельбургская крепость («Орешек»).
Ровно в пять часов вечера 1 сентября под бодрые звуки «Прощания славянки», плавно переходящие в увертюру Дунаевского к к/ф «Дети капитана Гранта», наш теплоход отчалил от пристани бывшего Речного вокзала на пр. Обуховской обороны. Обустроено там все простецки - на пристани, то есть, - поэтому сделать впечатляющий снимок с берега не удалось. Ну, как-то так.
Каюта у нас двухместная категории Комфорт А2, находится на средней палубе. Размером чуть больше стандартного купе, но есть все необходимое – довольно мягкие раскладные диваны, вместительный шкаф, большое зеркало и вполне себе приличный санузел, где не без труда может разместиться среднегабаритный пассажир. Как эту проблему решают пассажиры… э-э-э… корпулентные – не спрашивайте, я не знаю.
В наличии также холодильник – эдакий супер-мини, и телевизор. Теоретически есть Wi-Fi, но такой… слабенький, кина не посмотришь, да и новости не всегда открываются.
В первый день путешествия нас ожидал приветственный ужин и вечерняя экскурсия в крепость «Орешек». Ужин превзошел все ожидания – вкусно, элегантно, порции при этом весьма достойные. Не «дифлопе» какое-то, размазанное по краю тарелки, а вполне себе полноценное блюдо, способное насытить взрослого человека, привыкшего хорошо питаться. Точнее, три блюда, включая десерт.
Перед ужином – общее собрание в лаундж-баре, знакомство с капитаном, директорами круиза и ресторана, ну и другими-прочими нашими сопровождающими. Присмотрелась к пассажирам. В рекламных проспектах пишут, что речные круизы хороши для людей всех возрастов. В «нашем» процентов 70 – пожилые и очень пожилые пары, остальные – пожилые и очень пожилые подруги. Несколько разбитных теток весьма средних лет вписываются в статистическую погрешность. Небольшая компания молодых людей – это, как я поняла, друзья кого-то из членов экипажа, воспользовались, так сказать, знакомством.
Не знаю, может это именно наш круиз такой «возрастной», но, по чести говоря, молодежи здесь делать совершенно нечего – в программе долгие экскурсии по скитам, монастырям и крепостям, песни под баян, просмотры древних фильмов типа «Волга-Волга», ретро-дискотеки и прочий нафталин. Нам с мужем – норм, я так вообще люблю все «Оld School»ное, а вот моим великовозрастным сыновьям и их женам здесь было бы отчаянно скучно.
Когда уже почти стемнело, мы причалили к Ореховому острову, где, собственно, и находится крепость «Орешек». С этого берега наш теплоход выглядел совсем иначе, чем с пристани бывшего Речного вокзала.
Прожив все свои &сят лет в Ленинграде и Ленинградской области, я ни в Шлиссельбурге, ни в «Орешке» ни разу не бывала. Как-то не сложилось.
И вот я здесь, на земле, хранящей славную боевую историю наших предков и мрачную ауру крепостных застенков. Казалось, что в ранних сумерках первого осеннего дня мало что удастся разглядеть, но нет – все устроено очень грамотно.
То, что надо – подсвечено, что не надо – утопает в густой тени. Специально для пассажиров нашего теплохода включили звуковое экскурсионное сопровождение, так что, обходя крепость, мы получили какое-никакое представление о том, что тут было раньше и что происходит теперь.
Открыты были и казематы Секретного дома Шлиссельбургской крепости, где провели не лучшие свои годы сестра Петра I, заговорщица и интриганка Мария Алексеевна, князья-казнокрады Долгорукий и Голицын, несчастный младенец-император Иоанн Антонович, а также многие декабристы, народовольцы - и в их числе самый, пожалуй, известный сиделец Николай Морозов, большевики, эсеры и прочие шататели режима. Некоторых здесь же и казнили – например, Александра Ульянова с товарищами-террористами. Послужили тюремные камеры «Орешка» и советской власти – так, в списках заключенных в период с 1939 по 1940 годы значился будущий маршал Константин Рокоссовский.
После прогулки по крепости вернулись на борт. Кажется, в этот день на теплоходе предполагалась какая-то активность - киносеанс, что ли, но мы не пошли. Так прошел первый день нашего путешествия – вкусно, без суеты и напряга, все, как я люблю. Уснула я на удивление быстро, хотя дома этот процесс для меня мучительный, и связан с исполнением множества ритуалов – проветривания спальни, включения какого-нибудь тягучего сериала, наличием кота под левой рукой и прочими манипуляциями. А тут – бац, и сразу провалилась в сон.
На следующий день, 2 сентября, нас ждал Валаам.
Продолжение рассказа о нашем путешествии читайте завтра. Или не читайте – у меня нет цели рекламировать круиз или пересказывать содержание экскурсий. Здесь – эмоции, впечатления и наблюдения, очень субъективная оценка происходящего, а более всего – неспешное созерцание. Куда торопиться-то?...