Найти тему
Христианская Газета

Сердце чистое

Жил-был один маленький мышонок. Он был очень трусливым и боялся всего вокруг. Но больше всего он боялся попасть в лапы кошки. Один волшебник пожалел мышонка и, чтобы избавить его от страха, превратил в кошку. Но тогда он стал бояться собак. После превращения в собаку он стал бояться пантеру, а будучи пантерой, – охотника… И тут волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка, сказав при этом: «Тебе ничто не поможет, потому что у тебя сердце мышонка».

Действительно, сердце безошибочно подскажет, кто мы есть на самом деле. Многие думают, что человек – это то, что он делает: добрые дела говорят о добром сердце. Но, согласитесь, есть огромная разница между тем, чтобы делать добрые дела и быть добрым. Дела могут легко обмануть и ввести в заблуждение. Да что тут говорить: мы часто не понимаем и обманываем самих себя…

Один учитель сказал своему ученику: «Я покажу тебе врата неба и ада» и ударил ученика мечом. Ученик обнажил свой меч и воскликнул: «Негодяй! Я убью тебя!» Учитель: «Вот и врата ада». Ученик, пряча меч в ножны: «Понимаю…» Учитель: «А вот и врата неба».

Это был мудрый учитель и очень способный ученик. Они оба понимали, что сердце человека – это и есть врата неба и ада. От того, что в твоем сердце, зависит то, куда ты двигаешься. Господь обеспокоен не тем, что люди делают, а тем, что заполняет их сердца. Произнося молитву покаяния, человек отдает Богу именно свое сердце, то есть самого себя, такого как есть. А Господь, в Свою очередь, дает ему «новое сердце» – жаждущее святости и чистоты.

В Мф.5:8 Иисус называет чистых сердцем блаженными. Чистое сердце – значит, нелицемерное, искреннее. Лицемер – это тот, кто меняет «лица», точнее, маски, потому что никому не известно его настоящее лицо. Он похож на писателя, который пишет книгу об атеизме и молится Богу о том, чтобы ее хорошо покупали. Да и мы часто похожи на лицемеров, например, когда пытаемся дать определение любви вместо того, чтобы просто любить…

Чистоту сердца невозможно обрести путем совершенной жизни. Ни один из святых Божьих не был безгрешен: Ной напился, Авраам лгал, Моисей прекословил, Иов проклинал день своего рождения, Петр отрекся от Христа… Искренность – вот что важно для Господа. Это парадоксально, но чистота сердца и заключается в признании его нечистоты.

Однажды отец с сыном забрались в церковь, чтобы обокрасть ее. Войдя в алтарь, отец начал в грязных лаптях взбираться на престол, чтобы достать высоко висящую золотую лампадку. Сын заметил ему: «Папа, а разве можно такими грязными ногами вставать на престол?» «Можно, – ответил отец, – лишь бы сердце было чистое».

Странная логика, и все же очень распространенная. Многие люди, делая недопустимые вещи, крепко убеждены, что имеют «чистое сердце». Это не новое явление на Земле, так было всегда: злой хвалится добротой, лицемер – искренностью, вор – честностью и т.д. Оказывается, это не так просто – признать, что твое сердце нечисто. Поэтому так и ценится по-настоящему искреннее сердце. Его Господь называет чистым, оно – драгоценность в глазах Бога.

Один человек часто рассказывал своему другу, что его жена рисует, но ее картины ему совсем не нравятся, они кажутся ему мазней. Однажды у него заболели глаза, и он пошел к врачу. Тот, осмотрев его, сказал: «У вас один глаз близорукий, а другой дальнозоркий. Поэтому все, что вы видите, кажется вам неясным и расплывчатым». Врач дал ему подходящие очки, и он стал видеть хорошо. Теперь ему стало ясно, почему его жена так любит картины. Он сам устроил картинную галерею, которую наполнил дивными картинами. Теперь, когда он начал правильно видеть, он во всем находил прелесть.

Бывает, что и в духовном отношении люди имеют одно «око» близорукое, а другое – «дальнозоркое». Одним глазом они смотрят на Небесный Иерусалим с его «жемчужными воротами» и желали бы войти туда, а другим глазом вглядываются в богатую равнину Содома и не хотят ее потерять. Их сердце раздвоено, и поэтому ни в чем не находят они полного удовлетворения. Только цельное, нелицемерное сердце находит полное счастье в Господе.

Великий Августин предложил поставить небольшой опыт, чтобы каждый человек осознал, что его глубочайшее желание и самая важная цель – это Господь. Представьте себе, что Бог явился к вам и сказал: «Я дам тебе очень много. Я дам тебе все, что ни попросишь – наслаждение, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничто не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты все можешь сделать. Ты не соскучишься и не умрешь. Но ты никогда не увидишь Моего лица».

При этих словах, наверное, у каждого человека что-то екнет внутри. И это что-то – его сердце. Потому что оно ждет именно этого – увидеть Бога. Иисус знал это и потому сказал, что «Бога узрят» именно чистые
сердцем (Мф.5:8). Но разве может сердце видеть? Разве это не привилегия глаз?

Один мальчик однажды сказал своей маме, что хочет такие же глаза, как у дедушки. Мама очень удивилась: «Но ведь дедушкины глаза такие старые, они уже так плохо видят…» «Нет, – сказал мальчик. – Я все равно хочу такие же глаза, как у него, потому что, когда мы с ним гуляем в парке, он везде видит Господа и говорит: «Какой прекрасный Господь!» А я Его не вижу…»

Действительно, сердце способно видеть гораздо больше, чем глаза. Когда мы смотрим на табличку на дороге, мы видим лишь синий прямоугольник с какими-то буквами и стрелкой. Но мы понимаем, что этот знак обозначает «Санкт-Петербург – в ту сторону». Сердце видит нечто большее, чем глаза: оно видит не просто стрелку, а куда она указывает.

Так что же такого необычного в том, чтобы увидеть лицо Бога? Разве нас что-то может удивить после всего того разнообразия, которое мы видим ежедневно в этом мире? Да и вообще, у каждой культуры свой вкус… Но суть в том, что чистые сердцем увидят не внешнюю красоту, а сущность Того, Кто придумал эту красоту, Того, Кто создал понятие «видеть», Кто дал нам эти глаза и это сердце. Разве это не самое большое счастье?

По материалам проповеди Виталия Накула

подготовила Ольга Шкребко