Найти тему
PsycheArt

Экскурсия в дом уфимского Карлсона: неочевидный взгляд

Оглавление

Уфимцы обмануты! Энтузиасты, отправившиеся на экскурсию в музей-жилище сказочного персонажа, оказались вовлечены в удивительный перфоманс. Но догадываются ли они сами, что становятся частью произведения искусства? Об этом подробнее…

Максим Холодилин – уфимский художник и основатель галереи «Х-МАХ», ворвался в информационное и культурное пространство Уфы чуть более года назад с новым проектом – «Дом Карлсона». Одновременно мастерская и жилище художника, казалось бы, сокровенное место и «святая святых», распахнула свои двери для всех желающих, к тому же – с возможностью откровенного разговора с её обитателем и комментария по любому возникающему вопросу.

Посетителя, во-первых, не может не изумить само расположение квартиры – о котором можно догадаться из названия экскурсии. Взбираясь на самый верхний этаж 14-этажного здания на Цурюпы, оказываешься где-то в самом Поднебесье. Но лишь перешагнув порог квартиры, не удивляйтесь – вы переходите в иное пространство иллюзии. Неспроста вход в жилище открывают японские ворота Тори, которые, по словам Холодилина, призваны символизировать «переход от суеты к молитвенной возвышенности». С этого момента, вы слово герой мифа, совершаете обряд инициации, переходя в иное состояние и пространство! Здесь нельзя принимать на веру всё, что вы увидите или услышите внутри. Нужно чувствовать!

Коллекция экспонатов, которую представит вашему вниманию Максим Холодилин, заслуживает отдельного внимания.

Её ценность сложно переоценить: как минимум, она представляет собой внушительный срез культурного слоя Уфы и Башкортостана, демонстрирует широкий круг интересов художника (которого в данном контексте можно назвать уфимцем-коллекционером эпохи), ведь здесь собрано многое – от незавершённой работы Рашида Нурмухамедова, эксклюзивных работ Рината Волигамси, Радика Мусина – до памятных безделушек от Юрия Шевчука. Но не только околобашкортостанским искусством ограничивается сфера интересов коллекционера. Здесь и уникальные спортивные артефакты – как, например, раритетное кресло со стадиона «Энфилд», домашнего для любимой футбольной команды Максима Холодилина «Ливерпуль».

-2

Но наш наибольший интерес привлекла особенность рассказа, этого глубинного путешествия не просто по квартире, но по жизни художника; и здесь возникает главный вопрос – ограничивается ли это путешествие только пространством квартиры?

Напомним, что искусство перфоманса подразумевает наличие четырёх ключевых компонентов: времени, места, тела художника и отношения художника со зрителем. Нелишним будет добавить, что при этих четырёх составляющих главным образующим элементом должна выступать идея, концепт; замысел художника.

Мы можем смело утверждать, что все эти компоненты имеют место здесь, в пространстве дома уфимского Карлсона.

Само название, отсылающее нас к персонажу сказки Астрид Линдгрен, может смутить и ввести в заблуждение. Это домик для детей? Это развлекательная площадка для проведения детских мероприятий? Отнюдь.

Как уже было сказано выше, коллекция, которую собрал Холодилин, представляет собой занимательный культурный слепок, демонстрирующий жизнь человека, попросту говоря, «интересующегося искусством в Уфе». Это всё – и даже больше! Здесь экспонаты, собранные Холодилиным со всего мира. И вот он уже не уфимец, а космополит, человек Мира.

И переходя из комнаты в комнату, вы не замечаете, как всё больше и больше погружаетесь в ход мыслей, жизни, мироощущения её обладателя. В общем-то, это логично: приходя в гости к своим друзьям, мы составляем впечатление о них, так или иначе. Мы знакомимся с биографией, просматривая фото, мы обегаем взором книги, которые они хранят на полке. Одним словом, мы составляем более глубокое впечатление о человеке, попадая к нему домой.

И всё было бы так же просто и очевидно, не будь это жилище – домом художника. Нет сомнений, что маршрут и ключевые элементы, по которым вас проводит он – были тщательно заранее выверены и снабжены неким лирическим отступлением. И тут важнее всего – ваше впечатление (как и в восприятии любого произведения искусства). Мне, например, довелось составить компанию неискушённым и очень восторженным зрительницам, которых каждый рассказ, каждый комментарий Холодилина приводил в экстатический восторг.

Сам художник, казалось, предчувствуя ту или иную реакцию, угадывает, какие акценты сделать в своём рассказе, в какое русло уводить ход истории.

В этом движении по комнатам квартиры Холодилина мне невольно пришла в голову метафора с путешествием по телу художника. Вот вам и иной, неочевидный взгляд на один из компонентов перфоманса. К тому же, учитывая сказанное выше, ассоциация жилища, которое так полно и глубоко характеризует человека – с его телом, органами – выглядит солидно и оправданно.

Вот вы проходите на просторную террасу-балкон, где открывается безграничный обзор на Уфу. Словно погружаетесь в мысли художника, чей кругозор и эрудиция, кажется, так же необъятны. И очевидно, что на Уфу отсюда он смотрит любящими глазами.

Оставим здесь попытку ассоциирования комнат с частями тела художника, добавив лишь, что последними точками на вашем маршруте будут спальня и туалет художника. И вот в конце путешествия вы, словно бы изучивший каждую клеточку тела художника, знающий каждые потаённые и сокровенные уголки его дома – чувствуете, что он вам словно бы родной. Замечали ли вы за собой подобный эффект при наблюдении за жизнью блогеров в социальных сетях? Казалось бы, люди, которых мы никогда в жизни не встречали, вдруг незаметно становятся нам такими известными и родными, словно наши приятели или родственники.

Мы все неизбежно обманываемся: нам кажется, что мы заглянули «за замочную скважину», подглядели за личной жизнью человека и знаем теперь о нём всё.

Разумеется, нет! Я очень смело полагаю, что любой человек умышленно демонстрирует в интернете лишь желаемую часть своей жизни: лишь те эпизоды и чувства, которые он готов показать публике. Ну а у нас, простых наблюдателей, возникает ложное чувство подглядывания.

Подобный эффект наблюдается и здесь. Подозреваю, что под соусом «душа нараспашку» Максим Холодилин показывает нам лишь необходимую часть своей жизни. И кто знает, действительно ли он там живёт всё время? Или это лишь часть шоу, в котором каждый из нас хочет и может почувствовать себя вторгнувшимся в чужую жизнь, во внутренний и скрытый мир человека?

Об этом нелишне задуматься, ведь тогда замысел художника заиграет новыми красками.

Вполне уместно можно упомянуть здесь дом-музей Дали, в котором, как известно, также можно погрузиться в некоторого рода представление, лабиринт иллюзий и загадок, созданных при жизни им самим. Здесь нет ничего общего с посещением дома-музея какого-то другого художника, писателя, архитектора или другого выдающегося человека. Как заявляется в предисловии к экскурсии в дом Дали – «вы не уйдёте из него прежним». Ровно такой же эффект ждёт вас в стенах дома Холодилина, но положительно более удивительный, ведь по счастью, по комнатам дома вас может сопровождать сам художник собственной персоной.

И вы испытываете это переживание, катарсис – вот он, состоявшийся перфоманс; единственный в своём роде, ведь каждое посещение, каждый комментарий, каждый гость рождают в нём новые смыслы и впечатления. Это творение, которое всегда будет разным, и всегда будет вершиться здесь, в моменте. И всегда в каждом произведении искусства человек найдёт что-то уникальное и каждый берёт для себя что-то особенное, важное только для него.

И в этом удивительном путешествии зритель также найдёт что-то своё. Один почувствует неловкость и смущение от вторжения в чью-то жизнь, другой – получит от этого вторжения удовольствие, guilty pleasure.

Третий задумается о том, как много в сегодняшнем мире того, на что мы смотрим своими глазами, но не видим сути, истины. И наоборот, как ничтожно мало нужно порой, чтобы разглядеть глубину души человека…

Но, как говорится, вы не уйдёте оттуда прежним. В этой эмоции, мысли – важный толчок к размышлениям, к которым и должен подтолкнуть настоящий акт перфоманса.

Обо всём этом я предлагаю задуматься вам – и лично посетить дом Карлсона!

Диана Н.
Диана Н.

_____________________________________________________________________________________

Я активно возрождаю свой канал - поэтому буду рада вашим откликам! Так я смогу узнать, что моё творчество вам интересно. Здесь можно найти мои статьи-размышления о популярных передачах на ТВ.