Найти тему
Бизнес не по-детски

Говорить, чтобы слушали

Всем привет!

Те, кто меня не знают, могут удивиться разнообразию тем на моем канале - от старта бизнеса до темы публичных выступлений

Но в этом нет ничего удивительного: до того, как запустить свой продакшн, я больше 10 лет проработала на телевидении

У меня за плечами - более 1000 интервью и более 100 успешных тв-программ. Я работала в кадре с 18 лет, закончила курс телеведущих и владею как голосом, так и речью. Поэтому меня часто приглашали вести мастер-классы по публичным выступлением и работе на камеру

  • В этой статье я расскажу о том, почему так важно уметь говорить

Начну с того, что считаю важным в любом выступлении - будь то перед камерой, своими подчиненными или даже на собеседовании.

«Кто рассказывает истории, тот управляет миром». Это древняя индейская пословица, которая дошла и до нашего понимания. Проявилось это понимание в разных сферах, в разных жанрах, в разных жизненных ситуациях: кто-то продолжает рассказывать сказки, и это делает это успешно, заставляя верить в них и себя, и других. Кто-то использует талант рассказчика в психологии, в бизнесе, в налаживании коммуникаций.

Я предлагаю всем вам, независимо от сферы деятельности, приоткрыть мир истории. Истории, которая меняет жизнь, которая может стать таким же простым навыком, как и навык управления коллективом или создания какого-то сложного механизма. …Истории, которая поможет завоевать внимание аудитории. Вы вполне можете удивиться тому, что я сейчас сказала. К слову: зачем мне, топ-менеджеру крупной компании или руководителю подразделения банка, а может быть, директору завода, это нужно. Я поделюсь своим видением «зачем?», приведу пример, а вы уже решите, нужно вам это или нет.

Если совсем коротко, то все мы с вами рассказчики. Каждый день мы говорим – на разные темы, с разными людьми. Иногда в охотку, иногда нехотя. В 21 веке - это век информации – умение рассказать историю, на мой взгляд, – это самый нужные навык. Историю о себе, историю своего бизнеса, историю своего проекта. Это прекрасный мотиватор – если вы хотите показать пример подчиненным. Это сильный эмоциональный посыл – для партнеров. И это объединяющий фактор – абсолютно для всех!

1. Профессия будущего – рассказчик

Недавно мне попался на глаза список навыков будущего. Вот три их них:

  1. 1 - это креативность – в широком смысле этого слова;
  2. 2 - взаимодействие с людьми;
  3. и 3 - умение вести переговоры. Я подумала, что мне повезло с профессией - она позволяет мне применять «креативность» каждый день, помогает контактировать со всеми, кто попадается, и она, безусловно, учит меня договариваться. А значит, я буду востребована даже через 10 лет. Однако я уверена, что все эти навыки актуальны для всех. Нам нужно, чтобы нас слушали, слышали, понимали и хотели общаться или работать дальше. Так вот, я предлагаю перестать просто говорить и начать рассказывать истории. Итак, что такое история и почему я уделяю ей особое внимание?

2. История как способ привлечь внимание

Я знаю по собственному опыту и по наблюдениям за теми, кто освоим искусство рассказывать, а не просто говорить, что какую бы задачу ты ни решал, будь то написание текста, будь то составление какого-то стратегического плана развития или отчета, тебе всегда может помочь история. Если отойти от сухих фактов, если отойти от привычных форм и переложить весь написанный или задуманный текст в формат истории, он преобразится. Давайте представим себе ситуацию: вы – руководитель крупной компании. У вас проходит очередной годовой отчет. Вам нужно мотивировать своих сотрудников на высокий результат в следующем году. Вы хотите, чтобы вас запомнили – как опытного управленца, как небезразличного руководителя, как хорошего стратега. Вы привыкли говорить с вашими руководителями в определенном стиле. Они привыкли к вам в определенном образе. Вас могут любить, а могут недолюбливать. Вас могут ценить, а могут ненавидеть. Какой стиль управления вам ближе – такой вы и предпочтете. Таким и будет ваше выступление.

Но я уверена, что если вы попытаетесь сойти с пьедестала и попытаетесь рассказать историю вашей компании за год, историю вашего совместного роста, показатели эффективности в следующем году будут выше. Исследования нейробиологов на тему развития талантов доказывают, что успеха в любом деле помогает достичь эмоциональная вовлеченность, а не врожденные способности. То есть таланты и навыки проигрывают интересу и эмоциям! Наверное, вы замечали, что дело, которое нравится, заставляет забыть о времени. Не зря говорят: «найдите себе занятие по душе, и вам не придется работать ни дня».

Но давайте перейдем на примеры. Разыграем сцену, попытаемся ее представить. Вы – руководитель компании и отдела. У вас – очередная встреча. Вы хотите сказать всем спасибо за проделанную работу. Можно просто сказать «спасибо за проделанную работу». И все рассядутся по своим местам и продолжат делать свою работу. А можно сделать так, что все не просто сядут выполнять свою работу, все начнут заниматься своим делом с отдачей и ощущением своей нужности. Немного психологии: быть нужным - это наша природная, потребность. Так вот, вы можете рассказать историю о том, как вы пришли в этот кабинет 10 лет назад. И здесь стоял только один стул. И один стол. И он был не вашим. У вас вообще не было рабочего места. И тогда вы познакомились с Петей Ивановым, и вскоре в этом кабинете появилось еще два стула и два стола. Потом в эту дверь вошел Саша Черный, и вы почувствовали, что теперь вы – большая семья, которой мало место в малогабаритке, и нужно идти дальше и много работать, чтобы расширить жилплощадь. И теперь ваша общий дом занимает площадь в 500 метров на двух уровнях, и то ваша общая заслуга… И однажды, когда вы отмечали один из дней рождения сотрудника, вы пообещали себе, что в этом доме все будут счастливы, и вы сдержали обещание, и сегодня – не просто годовой отчет, а день исполнения вашей мечты… Ну, и так далее. На самом деле это совершенно спонтанный пример, я надеюсь, вы будете более оригинальными. И в этом будет проявляться ваша креативность как один из навыков, который приведет вас к успеху и сейчас, а главное – в будущем, когда придется конкурировать с новыми поколенями. А это непросто, ведь мы становимся старше, а бизнес, как известно молодеет. Но суть в том, что история, которую вы можете рассказать, а она обязательно есть, стоить\ только присмотреться вокруг и прислушаться к себе, играет некого мостика – между вами и теми, кто вас слушает. Она, как магнит, притягивает внимание и вызывает интерес.

Итак, ответим себе на вопрос: почему истории всегда интереснее? Потому что слушать живые рассказы гораздо интереснее, чем отчеты? Чем хороша история, рассказанная нами или нам? В истории, рассказанной нам, мы быстрее обнаруживаем самих себя. Помните сказки? Почему их так любили? Мы отождествляли себя с героями – настоящими героями, мы побеждали, мы становились лучше, мы сопереживали. И нас за это никто не ругал.

В историю, рассказанную нами, мы можем больше внести самих себя, а значит, больше донести до аудитории. Вспомните хотя бы завоевавший популярность людей со всего мира формат конференции Тед. По-моему, это яркий пример.

3. Шаблон или история?

Безусловно, вы будете правы, если скажите, что все придумано до нас. Что для идеального выступления не нужно особо напрягаться. Достаточно выйти в интернет и скачать шаблон выступления. Да, действительно, это можно сделать. Но давайте будем честны перед собой? Мы хотим оставить след в истории или нам важно просто отчитаться. Если ответ отчитаться, то шаблон – это лучший вариант. Если мы хотим быть лидерами, забудьте про шаблоны! Ваша жизнь уникальна. Так почему же ваша история должна быть вторичной?

Я выбираю историю, потому что шаблон остается там же, откуда мы его берем. История - она отправляется в историю. А нам ведь именно это и нужно?

4. Форма и формула истории

«Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю…». Это слова Антона Павловича Чехова. Вы наверняка помните и другую его знаменитую фразу, ставшую крылатой? «Краткость – сестра таланта». Великий драматург Антон Чехов знал, о чем говорил, и удивительно, что в наше время эта формула работает еще лучше, чем во времена Чехова. Потому что у нас с вами совсем нет времени на то, чтобы слушать себя. Что уж говорить о других. Но мне стало интересно, откуда взята эта фраза, и вот что я нашла. Фраза про краткость – из письма Чехова своему брату Александру, которого он спросил «Ты написал пьесу…? Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюжи дерзок. Краткость — сестра таланта».

Вот видите, креативность ценилась во все времена. Но вот что такое креативность, оригинальность в вашей личной истории? Сейчас расскажу.

5. Автор-презентатор

Любая история, с точки зрения сценарного искусства, в точности отражает сущность своего создателя – все его слабые и сильные стороны. Потому в истории, которую вы рассказываете перед зрителями или перед подчиненными, ничего нельзя скрыть. Как и на экране. Видно все до малейшей детали. И даже сейчас, когда я говорю с вами, я понимаю, что мое легкое волнение скрыть едва ли. Поэтому лучше признаться сразу – да, я волнуюсь, потому что мы с вами пока еще не знакомы. В случае с историей – не только видно, но и слышно все. А эмоции, мимика и жесты, которыми вы обрамляете свой рассказ, добавляют штрихов к вашей картине. История, рассказанная вами,–это, прежде всего, вы сами. И это важное уточнение для всех, кто хочет создать свой уникальный стиль изложения, свой неповторимую историю, сделав из простого выступления нечто похожее на поэму, которую действительно захочется слушать.

Как этого добиться? Первое, что приходит на ум: только опытом. Но опыт без знания секретов освоения нового навыка хоть и будет работать на вас, но мне кажется, намного медленнее. Поэтому предлагаю поговорить о том, какие истории нравятся аудиториям. И почему?

Для начала давайте вспомним свою школьную или институтскую компанию. Наверняка среди вас был хотя бы один человек, который всегда и везде был в центре внимания. Идеальный рассказчик, который играет веселыми и яркими историями, как жонглер. Таких обычно называют «за словом в карман не полезет». Возможно, этот человек – вы. Но точно – не я. В школе я не могла похвастаться такой способностью – рассказывать истории. Чуть позже я обнаружила в себе интерес к такой категории людей и мне тоже захотелось попробовать. Наверное, поэтому я выбрала профессию журналиста – это был своего рода вызов. И я долгое время тренировалась, тренируюсь я и сейчас. Так вот, говоря о таких «говорливых», общительных людях, прирожденных ораторах, мы, конечно, подразумеваем некий талант. Или ярко выраженную способность, которую легко довести до таланта или даже гениальности. То есть то, что дается легко. Но давайте еще раз вспомним, кто правит миром? Тот, кто умеет рассказывать – как говорили индейцы? Неужели мы хотим быть управляемы могучей кучкой тех, кто достает историю при случае? Ну, уж нет. Я думаю, что хорошим рассказчиком может стать каждый, независимо от таланта. Ведь даже самый быстрый автомобиль не сможет продемонстрировать мощи своего двигателя без топлива.

Мастерство рассказчика может освоить каждый, и для этого не нужно обладать талантом. Дебют признанного мастера разговорного жанра, телеведущего Лари Кинга, на радио был, мягко говоря, провальным. И сопровождался затяжным молчанием. Это был его первый эфир. Он мог бы стать и последним. Если бы не находка, которую будущий всемирно известный ведущий, не применил в стрессовом–факторе: он просто рассказал, что с ним происходит – о том, что пересохло в горло и о том, как его начальник только что хлопнул дверью. И этого оказалось достаточно. Поэтому мой главный совет: в любой ситуации, когда у тебя пересохло горло и ты нервничаешь, не надо производить впечатление. Просто будь собой. Ведь те, кто тебя окружают, такие же люди, как и ты. Аудитории нравятся истории, которые отождествляют их с вами, и даже если эта история вашего провала. Вы думаете, такого ни с кем не случалось? Вы ошибаетесь. Помните мы говорили про сказки? Да-да, в истории, как и в вашем рассказе, все без исключения ищут себя. Поэтому быть хорошим рассказчиком – это, прежде всего, признать себя со всеми своими способностями и даже недостатками. А дальше – дело техники и практики. Об этом мы тоже будем говорить

Понравилась статья? Ставь лайк, пиши комментарии и подписывайся на мой канал