Официальная версия такова, что формат приватизации был результатом компромиссов между правительством и Верховным Советом РСФСР, с учётом принятых в разное время нормативно-правовых актов и интересов разных лоббистских групп.
Для понимания, что на самом деле произошло, необходимо уделить немного внимания сухим фактам и выдержкам из нормативно-правовых актов того времени, а потом уже перейти непосредственно к конкретным действиям Сергея Филатова и их последствиям.
Как известно, основная часть приватизации проведена с помощью приватизационных чеков (ваучеров), которые были введены в оборот указом президента Бориса Ельцина от 14 августа 1992 года №914. А почему, собственно, приватизация проводилась с использованием ваучеров, ведь Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991 №1531-1 не предполагал их использование?
1. Для приобретения государственных и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридических лиц, определённые в п.1 статьи 9 настоящего Закона, а также заёмные средства.
Первоначально предполагалось открывать на имя каждого гражданина именной счёт и ежемесячно зачислять на него определённую сумму, которую нельзя было бы потратить ни на что, кроме покупки акций предприятий. А сами акции нельзя было бы продавать в течение 3 лет. Другими словами, своим указом Ельцин установил совсем другой механизм приватизации – невыгодный для населения и выгодный для власть имущих и разбирающихся в вопросе. Это стало возможно, благодаря тому, что в 1991 году съезд народных депутатов наделил президента чрезвычайными полномочиями и правом издавать указы, противоречащие принятому законодательству, для проведения экономических реформ. Однако, в Постановлении съезда народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О правовом обеспечении экономических реформ» было сказано:
…проекты указов Президента РСФСР находящиеся в противоречии с действующими законами РСФСР, представляются Президентом РСФСР в Верховный Совет РСФСР, а в период между сессиями – в Президиум Верховного Совета РСФСР.
Если в течение семи дней Верховный Совет, а в перерывах между сессиями – Президиум Верховного Совета не отклоняет проект указа Президента РСФСР, то указ вступает в силу
Такой финт стал возможен благодаря первому заместителю Председателя Верховного Совета РСФСР Сергею Филатову, который по должности являлся членом Президиума Верховного Совета. Он завизировал проект указа, но скрыл его текст от парламента. После истечения 7 дней, документ опубликовали, и он вступил в законную силу, так как его не отклонили.
Сергей Глазьев пишет в своей статье:
- Мы уже забыли о том, что был осуществлён чудовищный политический подлог. Г-н Филатов, получив указ Ельцина о том, что именной чек заменяется чеком на предъявителя, скрыл этот документ от Верховного Совета, который был в это время в отпуске. Началась чековая приватизация на предъявителя, которая породила финансовые пирамиды, огромное количество финансовых злоупотреблений и хаос в распределении прав собственности.
После опубликования указа, сразу же были введены ваучеры. При номинале в 10000 рублей их продавали за 25 рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1 триллион 400 миллиардов рублей, и на эту суммы были выпущены чеки на предъявителя. Анатолий Чубайс хвалился, что за два ваучера можно будет купить «Волгу», но из-за установленных сроков их реализации на практике получилось, что народ избавлялся от «непонятной бумажки» лишь бы получить за неё хоть какие-то деньги. Впрочем, на это, скорее всего, и делался расчёт.
После служебной и подлой махинации, из-за которой стало возможным «ограбление века», Филатов с позором был изгнан коллегами из Верховного Совета. Депутаты как-то пытались откатить назад принятое законодательство, но последовал другой указ президента РСФСР №1400, в результате которого законодательный орган прекратил свою деятельность после событий 1993 года. Как любимчик и фаворит Ельцина Филатов был одним из организаторов штурма Белого дома. После ликвидации Верховного Совета его назначили руководителем администрации Президента Российской Федерации.
Как скажет о нём руководитель Службы безопасности Президента Александр Коржаков:
- Через какое-то время мои сотрудники засекли явно не рабочие контакты нового кремлёвского управленца с одним ставропольским «авторитетом», который «рулил» крупным строительным бизнесом на юге. А ещё через какое-то время на Рублёвке вознёсся очередной шикарный особняк. В результате в одной из ведущих газет появилась статья «Домик для кунака», которая заканчивалась обещанием его рассекретить. На следующий день Филатов топтался в приёмной с заявлением на имя Ельцина «по собственному желанию».
После ухода с государственной службы Филатов возглавлял Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, где занимался издательством книг и поиском молодых авторов. Являлся учредителем независимого благотворительного фонда. Впрочем, тут ничего нового. И, в общем-то, вёл тихую неприметную жизнь, изредка давая интервью, в которых рассказывал о своей честности в годы российской смуты. Недавно он ушёл из жизни, но тут, как говорится, либо хорошо, либо ничего, кроме правды. Возможно, он и сам до конца не понимал, чем для страны обернётся его подлог, ведь до того, как попасть в большую политику, он работал обычным заведующим лабораторией на металлургическом заводе.