Борис Пастернак оставил после себя богатое наследие. Действительно, еще при жизни он бросил вызов простоте. Он дважды вступал в брак. Первая супруга, Евгения, была интеллектуалкой, неземным существом, погруженным в творчество. Вторая, Зинаида, воплощала собой архетипическую домохозяйку, суровую и дотошную. Как же возникла в этом повествовании утонченная и неземная Лара, возлюбленная Юрия Живаго, очевидно, вдохновленная самим писателем? Это поистине захватывающее повествование о глубокой страсти одного автора, намного превосходящее привычные ожидания.
Отступление: Эта статья на основе материалов книги Анны Пастернак "Лара", дальней родственницы Бориса Пастернака. Ее работа основана на беседах с оставшимися в живых людьми, воспоминаниях родственников-современников, а также на массиве книг, переписки, дневников и мемуаров. Таким образом, все мысли и точки зрения, касающиеся этих событий, почерпнуты из ее книги.
Борис, влюбленный мужчина, был чувственным, , чрезвычайно ранимым и в то же время неоспоримо решительным. Высокий, крепкий, поразительно красивый, он прожил удивительно сложную жизнь, длившуюся семь десятилетий. Его творчество - это прежде всего поэзия и переводы с разных языков. В частности, он перевел "Фауста" Гете, значительную часть произведений Шекспира, пьесы Марии Стюарт. В области прозы, хотя отчасти и в стихах, его величайшим опусом стал роман "Доктор Живаго".
Изначально роман писался с расчетом на то, что он никогда не увидит свет. Это было, говоря современным языком, некоммерческое начинание, охватывающее промежутки между ведением двух семей - своей, в которой жила Зинаида, и другой, в которой жила его привязанность.
Первый брак не оставил на Борисе почти никакого отпечатка, кроме уроков жизни. Второй брак, хотя и бурный, но выдержанный. Во-первых, Пастернак увел жену своего друга, пианиста-виртуоза Генриха Нейгауза. Во-вторых, он не решался на новый развод, тяготясь непреодолимым чувством вины перед Зинаидой.
Напротив, Лара зеркально отражает Ольгу Ивинскую, незаменимую правую руку Пастернака, его музу и мученицу. В какой-то степени, но не полностью. Ее предыстория по-прежнему неразрывно связана с его второй женой Зинаидой. Как и Лара, героиня романа, она была соблазнена в юности. Это произошло на съемной квартире, под руководством знакомого родственника. Лара из романа влюбилась в адвоката Виктора Комаровского, человека значительно старше ее.
Зинаида намеренно рассказывала Борису о своих унижениях, чтобы погасить его страсть и привязанность. Лишь спустя годы Борис пожалел о том, что увел жену у своего друга. Оглядываясь назад, он понял, что дорожил не Зинаидой, а своим другом, его талантом, его гениальностью. Зинаида, по сути, была продолжением друга.
Тем не менее, рассказ Зинаиды о пережитых испытаниях находит свое отражение в "Докторе Живаго". Лара так описывает себя:
Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны, в ложном, бульварном толковании самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времен, всем пользовавшегося, все себе позволявшего.
«Сними ладонь с моей груди –
Мы провода под током.
Друг к другу вновь, того гляди,
Нас бросит ненароком»
Однако оставшуюся часть Лары олицетворяет Ольга. Борис познакомился с ней, когда ему было уже за пятьдесят, а она была младше его на два десятка лет. Изысканная и обворожительная, она работала в журнале "Новый мир". Взаимное притяжение вспыхнуло быстро и непринужденно. Их признания наполнены пылкостью и изяществом.
Ольга, однако, была далеко не обычной, еще до личного знакомства с Пастернаком она относилась к нему с благоговением, сродни божеству. К моменту их встречи она уже похоронила двух мужей, что послужило поводом для злобных сплетен об их связи. Ее судьбу еще больше омрачило нежелание Пастернака разорвать отношения с Зинаидой. Он упорно отказывался от развода, считая, что она нуждается в защите его фамилии. Особенно когда начались гонения, она воспользовалась его привязанностью, но не к Зинаиде, а к Ольге.
В 1949 году сотрудники НКВД пришли не к его двери, а к ее. Ей не предъявили никаких обвинений... Но результат был одинаковым - она получила пятилетний срок в исправительно-трудовых лагерях. Справедливости ради следует отметить, что она отбыла лишь половину срока, поскольку после смерти Сталина была объявлена амнистия. Тем не менее, эти годы показались ей вечностью.
Именно в тюрьме Ольга узнала, что беременна ребенком от Пастернака. Удивительно, но ей было уже за сорок! В ту эпоху позднее материнство было редкостью, большинство женщин рожали гораздо раньше. К тому времени у нее уже было двое детей - сын и дочь.
Дочь Ирина была была Пастернаку как родная. Своих дочерей у него не было, только два сына. На фоне плачевных условий содержания отношения Ольги с Пастернаком давали ей определенные привилегии: ей разрешалось отдыхать днем после ночных допросов, она получала лучшее питание, чем ее товарищи по заключению. Никто не смел и пальцем тронуть женщину, вынашивающую потомство Пастернака.
Мучения и терзания, которые испытывала Ольга в той ужасной обстановке, привели к невообразимым последствиям. Пережитый стресс и травма привели к выкидышу.
После возвращения Ольги из лагерей Борис продолжит работать над романом.Пообещав оставить Зинаиду, но с ней он так и не разведется.
Так и жил на две семьи до самой смерти...
Так кем же ему была Ольга Ивинская?