Найти тему
1001.ru

Великий романтик или расчётливый предприниматель?

Оглавление

Об Александре Ханжонкове, кинопромышленнике и кинодеятеле

Биография и судьба Александра Ханжонкова настолько кинематографически привлекательны и конъюнктурны, что трудно объяснить, по каким загадочным причинам он еще не стал героем современного отечественного байопика.

Александр Ханжонков
Александр Ханжонков

1934 год, Ялта. На тот момент уже на протяжении многих лет прикованный к инвалидному креслу основатель многострадальной Ялтинской киностудии пишет пронзительное письмо руководителю советского кинематографа Борису Шумяцкому. В нем он признается в невыносимости своего морального и материального положения и просит впустить его в «рабочую семью Советской кинематографии полноправным её членом». «Иначе, – пишет Ханжонков, – предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания».

1905 год, Москва. Родившийся недалеко от Макеевки в семье дворян Войска Донского и окончивший казачье юнкерское училище Александр Ханжонков в возрасте 28 лет увольняется в запас по состоянию здоровья. Именно острый ревматизм, полученный – по одной из самых растиражированных версий – в результате переохлаждения во время наступления в одном из боев Русско-японской, собственно, и привел позже Ханжонкова в инвалидное кресло. Так вот, согласно романтической легенде, после посещения электробиографа (так назывались первые стационарные кинотеатры) Ханжонков настолько загорелся увиденным, что решил вложить полученные при увольнении деньги в развитие киноиндустрии. «Я вышел на улицу опьяненный. То, что я видел, поразило меня, пленило, лишило равновесия», – напишет позже он в мемуарах. Уже через год им было основано предприятие «А. Ханжонков и Ко».

В трактовках историков кино Александр Ханжонков запечатлел себя как искусный предприниматель, которому в то же время не были чужды высокие творческие материи. И во времена, когда находившийся еще в зачаточном состоянии кинематограф заявлял о себе как о, скорее, новой форме увеселения и даже не предполагал сделаться искусством, энтузиазм Ханжонкова представлял собой особую ценность.

Эмблема Торгового дома «А. Ханжонков и Ко» — Пегас
Эмблема Торгового дома «А. Ханжонков и Ко» — Пегас

Изначально стремившиеся занять пустую предпринимательскую нишу в экономике дореволюционной России Ханжонков и его главный конкурент Александр Дранков по инерции и, возможно, не всегда осознанно двигали кинематограф как потенциально новый вид искусства. И если про Дранкова говорили, что он стремится извлечь сиюминутную выгоду из всего, до чего дотрагивается, то на Ханжонкова смотрели как на человека искусства с более тонкой душевной организацией.

Да и поднять с места бо́льшую часть своей московской компании (пусть и во многом вынужденно) и уехать на тогда ещё «белый» родной юг в Ялту развивать собственное кинопроизводство, как это в 1917 году сделал уже привязанный к костылям Ханжонков – поступок не вполне характерный для человека, которого можно было бы назвать исключительным прагматиком и выгодоприобретателем.

Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве. Фото 1920-х годов
Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве. Фото 1920-х годов

Вероятно, благодаря жизнестойкости и гибкости Ханжонкова, именно его киноателье стало местом, которое раскрыло декадентский потенциал режиссера Евгения Бауэра и его главной звезды Веры Холодной, закладывало базу для жанров, ныне именуемых научпопом и нон-фикшеном, проводило первые эксперименты с мультипликацией и дало жизнь гению Владислава Старевича.

Если бы про Ханжонкова все же когда-то сняли фильм, сюжетная линия его взаимоотношений с Владиславом Старевичем вполне могла бы стать одной из самых ярких. Родившийся в семье литовский поляков Старевич с детства отличался исключительными талантами, увлеченностью энтомологией и своенравием. К моменту знакомства с Ханжонковым, с которым по удивительному совпадению он родился в один день, Старевич уже попробовал себя в роли карикатуриста, издателя собственного энтомологического журнала, фотографа и актера любительского польского театра. Но именно Ханжонков разглядел в чудаковатом даже по меркам Серебряного века Старевиче потенциал и предоставил ему всю необходимую техническую базу и, что гораздо важнее для любого художника, полную творческую свободу.

И свободой этой Старевич воспользовался сполна, вписав свое имя в историю кинематографии как автор первых в мире кукольных фильмов. Его «Прекрасная Люканида» и «Месть кинематографического оператора», героями которых были лелеемые Старевичем жуки, вызвали неподдельный восторг и изумление не только в России. А кажущиеся очевидно абсурдными из дня сегодняшнего слухи о том, что в фильмах Старевича играют настоящие дрессированные жуки, только способствовали коммерческому успеху картин. В общем Ханжонков не прогадал во всех отношениях: и новое слово в истории кинематографа как искусства было сказано, и приличная сумма в книгу приходов киноконцерна была вписана.

История с раскрытым гением Старевича – лишь одна из немногих, характеризующих Ханжонкова как весьма прозорливого продюсера. Умение выцепить талант из толпы, а в ряде случаев и самому превратить в талант посредственность, выгодно отличали Ханжонкова от бесчисленного множества конкурентов, которые по большей части были выкристаллизованными бизнесменами. Вероятно, именно благодаря своему эквилибристическому таланту балансировать между пошлой, беспринципной погоней за прибылью и фанатичной, рискованной увлеченностью искусством Ханжонков сумел не исчезнуть бесследно, что для отставного подъесаула, отправленного в запас по состоянию здоровья, звучит грандиозно.

Сусанна Гадагатель
Материалы автора