Лонгрид про то, как я получила более 30 отказов перед тем, как начала действовать.
- Эту статью я написала более 7 лет назад. За это время мы поменяли название, я осталась без партнера, наломала много дров и начала, наконец, делиться своими знаниями.
Разговоры о мечтах меня никогда не вдохновляли. Мне казалось, что мечта – как квадрат Кандинского с концентрическими кругами: красиво и ярко, но не совсем понятно, про что. В моем понимании мечты заканчивались там, где начинались действия, именно поэтому я никогда не была сторонницей теорий притягивания и магических пасов, которыми часто замещают действительность и конкретные шаги. Но то, что во мне было всегда, так это вера. Вера в ее, пожалуй, истинном значении, в значении уверенности в том, что делаю, что я на том самом своем пути, о котором читала у эзотериков.
Моя карьера началась на первом курсе универа, с газеты «Труд». Символично, не правда ли? Тогда я действительно верила в то, что труд может изменить судьбу. Сейчас я тоже так думаю, но держу в уме везение, пиар, настойчивость, граничащую с наглостью и, конечно, веру. Именно о ней-то я хочу рассказать.
Я довольно много писала, начиная с первого курса. Это были в основном социальные темы - мне всегда были интересны люди, судьбы, и, конечно, мне всем хотелось помочь, я думала тогда, что это возможно. Спустя пару лет я поняла, что печатаный текст не может передать того главного, что я вкладываю в свои статьи, - чувств. Настоящих, сильных, искренних. Не потому, что я не умела писать или делала это сухо, а потому, видимо, что эмоций всегда было больше, чем мог вместить машинный лист (да-да, я начинала тогда, когда тексты набирались на машинке). Я ведь пришла в журналистику, чтобы спасать мир и делать его лучше. Вот именно этого – осознания того, что делать я тоже могу и лучше, и больше, чем пишу, привело меня на ТВ. И это была любовь, тогда я думала, что на всю жизнь. Сейчас я тоже так думаю, но все время посматриваю на сторону – на бизнес, кино, психологию. Кстати, любить ТВ я стала вовсе не за глянец, а за его возможности, в первую очередь, визуальные. Ведь именно на ТВ я наконец смогла выразить то, что чувствовала. Правда, первый раз я сделала это так жутко (дело было на канале ТНТ), что потом плакала неделю и всерьез думала уходить. Но я не ушла, точнее, я вернулась, но уже с дипломом. И тут началось самое интересное.
С 20 до 30 лет я честно делала карьеру - как почему-то заведено на телеке: работая по 16 часов, взваливая на себя все, что можно и нельзя, руководя, организуя, продюсируя, ругаясь, как водится, ну, и конечно, уходя со скандалом – куда ж без этого. И когда в трудовой книге появилась отметка шеф-редактора – вроде как дальше уже и некуда, разве что в директоры, я вдруг поняла, что я устала, уперлась в потолок, что несчастна, что просто хочу свободы – той самой, которая, собственно, меня и толкала на поступление на журфак. Это сладкое слово свобода. Кстати, в детстве я мечтала работать в «Клубе путешественников» под руководством Сенкевича. Но в элиту тех, кто работает в тревел-журналистике, я не попала, зато получила другой незабываемый опыт. К слову, на последнем штатном месте работе я снимала про «мышь в молоке», а вовсе не про молочные балийские берега. Кроме того, телевидение в то время, когда я уже от него подустала, было уже не таким, каким я себе его представляла в универе, и принципы честности и объективности, на которых строилась моя работа, были уже никому не важны. И я ушла. Уходя из штата, а тогда меня уже позвала на телеканал «Успех» любимая Ольга Гаврилова, я еще не совсем потеряла веру в то, что хорошая журналистика существует, и я была права. Вместе с командой тогдашнего канала «Успех» за три года мы сделали много того, чем я горжусь до сих пор. Но, как говорил Гераклит, панта рей, и моя команда шла вперед, а я старалась не отставать и тоже двигаться – куда-то, где были перспективы для профессионального и творческого роста.
Какое-то время я успешно существовала как фрилансер, у меня было много проектов, я много снималась как ведущая, что-то я продюсировала, где-то режиссировала, получила навыки сценарного дела, стала обучать молодежь быть честным журналистом, давала мастер-классы по сторителлингу и технике речи, - в общем, старалась монетизировать свои умения, как могла. Наступил очередной кризис, и что-то пошло не так – меня перестали приглашать. При всем том, что я никогда не задумывалась о новых проектах – они приходили сами, мне пришлось всерьез задуматься о том, а годна ли я вообще профессионально? Раздумья были ужасно тяжелы и почти депрессивны, а если учесть то, что жаловаться и делиться своими переживаниями я тогда не умела, то можно представить, в какую темную нору я себя загнала. В перерывах между «отчаяниями» я пыталась себя успокоить: мол, время такое, и у всех сейчас так. С другой стороны, все те, у кого якобы такое же тяжелое профессиональное бремя, что и у меня, после некоторого затишья находили себе еще более сладкие места или более выгодные проекты. А мой телефон продолжал молчать.. Неделю, две , три, месяц. После третьего месяца я зарефлексировала, а после четвертого стала действовать.
Вначале я проконсультировалась с тарологом, потом – с астрологом. Все мне советовали ждать, мол, я принадлежу к такому редкому типу людей, которые не приходят сами, их зовут. Это меня, конечно, сильно вдохновляло, но ненадолго – до очередной даты очередного платежа. Мои страхи продолжали меня накрывать: наверное, я делаю что-то не так, наверное, надо менять стратегию, внешность, тип поведения, может, сменить поле деятельности, фокус – все эти мысли приходили ко мне то вместе, то попеременно, то замещая друг друга. Я даже решила поучиться на психолога и благополучно прошла первый модуль в другом городе. Но все это время моих терзаний меня не покидала горькая мысль, что я теряю время - драгоценнее время, время, которое я искреннее хочу отдать любимому делу. Но что бы я ни предпринимала, у меня ничего не выходило.
В какой-то момент я решила, что мой единственный выход - вернуться в корпорацию. Я наивная, полагала, что с моим бэкграундом и послужным списком я уж точно найду себе работу не меньше креативного продюсера на федеральном канале. Но и тут меня ждал приятный сюрприз – компании по каким-то таинственным причинам меня не брали. Я стала ходить по кастингам - везде, всюду, в любое время, тратив себя и свой и без того уходящий ресурс на то, что понравиться кастинг-директорам, и отовсюду я получала отказ. Это забавно, но на одном кастинге, дело было на «магазине на диване» (да, экс шеф-редактор новостной программы трактуется на роль «продавца») на моих пробах сели батарейки в камере, а девочка с ярко выраженным недовольством сказала мне, что меня – цитата - «слишком много». И хотя я была единственная профессиональная ведущая и после моего открытого кастинга остальные девушки провожали меня со словами «после тебя нам делать тут нечего», меня не взяли.
Шел 9 месяц моих терзаний. И, наверное, эта цифра имеет магическое значение, иначе как объяснить то, что в одну прекрасную ночь я, как та царица, понесла, но не сына и не дочь, и, к счастью, не зверушку. Я проснулась с уже оформленной идеей собственного бизнеса. Такой мысли у меня до того не было, видимо, я привыкла руководить процессами для других, но не для себя. Вообще делать что-то для себя я не умела категорически, мне казалось, что коллективный интерес выше личного, и это было удобно – всем, но не мне. Я структурна, умею включаться в процессы, решать задачи, ставить их, если надо, и всегда беру ответственность на себя. Но вот своего вклада я никогда в общее дело я не ценила. Мне всегда был важен результат, и я ни разу себя не похвалили за него. И в то самое утром я решила: я – профи, я могу дать себе и миру больше, чем давала до. Я знаю, как это делать, и я верю в то, что у меня получится.
Конечно, я не одиночка, и вообще команда, о которой я так много спрашивала в интервью у экспертов стартап-шоу, что мы делали с коллегами на «Успехе», - это мощная двигательная сила любого бизнеса. И только когда я начала делать свой бизнес, я поняла, как это важно – иметь людей, которые готовы тебя поддержать. У меня был такой человек, я знала его 10 лет, я никогда в нем не сомневалась. И в то самое утро у меня не было сомнений, к кому прийти и сказать: поехали? Это была Маргарита Сизова. Я тотчас же вырвала ее из дома, мы встретились в кафе и я рассказала о своей затее. И мы поехали, теперь уже вместе.
Казалось, что наша компания LIGHT pro началась вопреки – мы обе закрыли последние проекты, обе испытывали невыносимую легкость бытия, обе были из телевизионной среды, в которую не вписывались. Но теперь я знаю точно: все это случилось благодаря. Благодаря тому, что наступил кризис, благодаря всем этим отказам, которых за 2016 год было столько, сколько не было за всю жизнь. Благодаря, в конце концов, тому, что я просто осталась за бортом профессии и поняла: нет ничего, кроме тебя и твоей веры. Можно бесконечно коучиться, писать бизнес-планы, строить диаграммы и прогнозировать успех. Но все это – профанация и разбрасывание деньгами, ведь никто не знает, какой путь выбрать именно тебе. Никто не скажет тебе, как по нему идти. И уж тем более никто по нему не пройдет.
Так уж повелось, что все, что мы делаем, наполнено верой. Мы верим в красоту нашей профессии, в то, что она действительно призвана менять мир к лучшему. Та самая светлая идея, с которой я пришла на журфак, до сих по со мной. И я всегда говорю это клиентам: вы никогда не обманете зрителя, если вы верите в то, что говорите, к вам обязательно придут. Мы занимаемся видеопроизводством. Но это слово – видеопроизводство – не отражает всех смыслов. Это бесконечно глубокий и творческий процесс, и едва ли его можно назвать вот так. То, чем мы занимаемся, - это создание видеоисторий, и нет разницы, про что они – про бизнес ли, про продукт, про людей, про услуги, про животных или про космос. Когда мы думали над названием, мы сразу остановились на английсклм слове лайт – оно означает не только легкость, но и свет, озарение, вдохновение. И это именно то, что мы хотим привносить в нашу работу.
Сам процесс видеопроизводства освоили многие. Сейчас достаточно купить камеру – и ты видеограф. Но мы – это не все, и у нас, наряду с нашим опытом, а это более 20 лет на обеих, от корреспондента и режиссера до диктора и ведущего прямых включений, есть умение и желание творить, создавать что-то большее совместно с клиентами. Ведь любой процесс – это всегда сотворчество. Мы за то, чтобы слушать, слышать и отражать. Нам важно получать тот результат, который нравится нам самим. По опыту – если продукт не нравится нам самим, он не понравится клиенту. И это тоже – про веру. Про веру в то, что ты делаешь.
Мы стартовали совсем недавно, но это не имеет значения. Мы не собираемся мериться силами с монстрами бизнеса. Наш рынок достаточно большой, чтобы каждый нашел себе свою нишу. Но мы уверены: у нас большие перспективы. Мы готовы для сотрудничества и хотим работать вместе. У нас есть запал энергии, но главнее – запас прочности. Нас не так просто сломить, и все это благодаря тому, что я описала выше. Если говорить лично обо мне, то я пока не в списке «Форбс», и, возможно, с финансовой стороны я еще не совсем на высоте. Но я точно знаю, что состоялась как личность, и именно этим я готова делиться каждый день. Вся эта история, уж простите за #многобукв, - это далеко не все, что можно рассказать про веру в себя. В моей биографии – много того, что привело меня и к этому посту, и к этой вере. Но все то, что я прошла, - это моя личная история. И я ею безмерно горжусь.