Найти тему

6. Есть у России национальная идея?

6.3. Как искали национальную идею России?

Поиски идеи, которая наилучшим образом отражала бы судьбу и значение России, начались давно, когда наций еще не существовало. Идея России в виде содержательного изречения, олицетворяющего путь могучей державы, имеющей длительную историю и огромную территорию, могла обеспечить рост ее влияния в Европе и авторитета ее правителей. Подобных идей в истории нашей страны было предложено насколько.

Первой такой идеей можно считать фразу «Москва – третий Рим», относящуюся к началу 16 века. Ее авторство приписывается монаху Филофею, который написал Великому князю Василию III: «… два Рима падоши, но третий стоит, а четвертому на быти». Вторым Римом он считал Константинополь, а третьим - Москву. Русь объявлялась преемником Восточной Римской империи, получившей в современной исторической науке название Византии, прекратившей свое существование в 1453 году после захвата ее турками.

Главной причиной падения Византийской империи на Руси считали не упадок ее экономики или военную мощь турецкой армии, а отход греков от своей истинной веры. В 1439 году с целью получения военной поддержки от стран Западной Европы для предотвращения экспансии турок, константинопольский патриархат подписал флорентийскую унию с католической церковью, догматы которой и ее главенство были признаны византийцами.

Если подходить строго, никто за рубежом Русь наследницей Древнего Рима или Византии не считал, ведь по уровню развития, языку и культуре эти государства сильно отличались. На Руси в основном переняли, да и то не в полной мере, лишь религиозные учения византийцев. Кроме того, идея о третьем Риме не связана с русским народом, его исторической судьбой, традициями, и не объясняет, чем сильна Россия и каким путем собирается двигаться вперед.

В Российской империи, по мнению авторов шеститомника «Национальная идея России», было сформулировано три идеи России: «Православие. Самодержавие. Народность», «С нами Бог» и «За веру, царя и отчество». Два последних лозунга носят общий характер, и могли быть применимы в разных странах, потому что в них нет прямого указания на русский народ или российское государство. Например, цари были также в Болгарии и Грузии.

Триаду, предложенною графом Сергеем Уваровым в 1833 году, включающую слова «Православная вера, самодержавие, народность» в качестве противопоставления национальному девизу Французской республики «Свобода, равенство, братство», тоже не следует считать идеей России. Она относится скорее к сфере идеологии, и отражает доктрину царского двора, согласно которой Россия развивается собственным путем, а реформы, просвещение и гражданские свободы не только не нужны, но грозят гибелью Отечества.

По мнению большинства российских чиновников, военных и священников того времени, Россия не может существовать без монархии, православия, единства народа и власти, а также отказа от свободомыслия и заимствования иностранного опыта. Такой подход, по мнению высших сановников, помогал сохранять культуру и религию России, избегая влияния Запада, который всегда ставил материальные интересы выше, чем духовные и нравственные.

В СССР было выдвинуто множество лозунгов, но в качестве основополагающей идеи были предложены только два: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и «Вперёд, к победе коммунизма!» («Национальная идея России. В 6 т. Т.1, М.: Научный эксперт, 2012». С. 39). Лозунг коммунистов «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», размещенный на гербе СССР, содержится в «Манифесте коммунистической партии», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1848 году, и не имеет отношения к России. Этот лозунг интернационален, и не предназначен для какой-то одной страны или одного народа.

Лозунг «Вперёд, к победе коммунизма!» впервые был обнародован в газете «Правда» в 1947 году. Однако он применим к любой социалистической стране, и не имеет конкретики, указывающей на сроки, пути и способы построения коммунизма. В этом призыве нет ничего, что связывало бы его с Россией и народами, проживающими на ее территории. Кроме того, в СССР не было понятия нация, вместо него его говорили о национальности, но это не тоже самое, что нация.

После распада Советского Союза Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в середине 1997 года поручил своему помощнику Г. А. Сатарову вместе с другими сотрудниками президентской администрации в течение года представить свой вариант национальной идеи. Ничего путного из этого не получилось, хотя Г. А. Сатарову удалось выпустить книгу «Россия в поисках идеи», которую издали тиражом 1000 экземпляров, но в свободную продажу она не поступила, так как ее распространили по рассылке. (https://www.kommersant.ru/doc/182228?ysclid=llzavqunkd927688121).

05.09.2023

О поиске национальной идеи России после 2000 года, будет рассказано во вторник 12 сентября 2023 в 21-00 МСК