Документы в архиве встречаются разные, в том числе и такие, прочесть которые практически нереально. Например, сегодняшний - напечатан на папиросной бумаге и остаётся искренне восхищаться и благодарить сотрудниц Центрального Архива МО РФ, спасшие интересный материал.
В итоге - прочитать всё же можно (копию первоисточника, как обычно - можно полистать в финальной части публикации), но сложно. Для удобства читателей, перевёл в текстовый формат, хоть и процентов 80 пришлось набирать практически с ноля. Все фотографии взяты из открытого доступа сети Интернет.
Предлагаю ознакомиться с документом и предлагаю обсудить выводы, сделанные автором. Возможно, вы будете с ними не согласны или решите дополнить своими предложениями.
ПЕРЕВОД № 3257
ПРИНЦИПЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СНАБЖЕНИЯ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК В АФРИКЕ И РОССИИ
Из журн. Альгемейне Швейцарише Милитэрцайтунг (Швейцария, июль 1942 г. Автор – Бюльман, Г.
Аннотация:
В статье излагаются некоторые вопросы продовольственного снабжения германской армии и приводятся выдержки из дневников военных чиновников об условиях работы интендантских органов в Африке и на Восточном Фронте.
Эпиграф: «Мужество и фураж определяют победу».
(Фридрих Великий)
I. Общие принципы продовольственного снабжения
Фридрих Великий придавал службе продовольственного снабжения армии столь выдающееся значение, что в своем появившемся в 1761 г. «Поучения его величества короля прусского по военному искусству, предназначенные для его генералов», во введении под заголовком «О сущности армии и о полевом отделе снабжения» он подвергает этот вопрос, а также свой опыт полководца в этой области тщательному обсуждению и рассмотрению.
Продовольственные оклада должны быть организованы позади линии фронта в «укрепленном городе», чтобы в случае военной неудачи не потерять их и не оказаться без продовольственных ресурсов.
На подбор и работу личного состава, обслуживающего эти склады, следует обратить большое внимание, «так как если в этом личном составе окажутся жулики и обманщики то государство будет терпеть от этого большие убытки; поэтому для надзора следует назначать таких честных людей, которые неотрывно следили бы за ними и постоянно их проверяли.
Детальному рассмотрению подвергнут вопрос продовольственного снабжения армии в полевых условиях. Полковые хлебные повозки везут хлеб в расчете на 8 дней; кроме того, обозный парк армии располагает своими повозками с провиантом, запас которых рассчитан на целый месяц.
Войска везут с собой железные хлебопекарные печи во все возрастающим количестве; все дни отдыха (дневки) должны быть посвящены выпечке запаса хлеба и сухарей на несколько дней вперед. На случай экстренной необходимости, каждая рота должна иметь ручные мельницы для помола зерна, приобретенного в неприятельской стране: «лишь после сдачи этого зерна полевые отделы снабжения армии выдают войскам хлеб».»
Величайшее внимание следует обращать также и на обеспечение фуражом конского состава. В главе «О сухом и зеленом фураже рассматривается вопрос заготовки и транспортирования фуража. Опыт показал, что подвоз фуража со складов «причиняет много хлопот, поскольку затребуемое количество лошадей и повозок». Поэтому в первую очередь следует использовать водные пути; в крайнем случае кавалерия должна заказать прессованный фураж и возить таковой на собственных лошадях в объёме 5-дневного запаса.
Если почти уже 200 лет лад назад были разработаны столь широкие и предусмотрительные распоряжения по снабжению армии продовольствием и фуражом и организован их методический подвоз, то не приходится удивляться современному прогрессу в области снабжения, управления и организации этого дела в германской армии.
Война и экономика находятся всегда в тесной взаимозависимости. В мировой войне 1914/18 г.г. блокада и экономическая война затрудняли ведение боевых действий, а внутриполитическая обстановка сыграла наконец роль решающего фактора. Война показала, что народное хозяйство, со всей его разветвленной системой и все возрастающей механизацией, представляют собой военно-промышленную силу как в отношении выпуска готовой военной продукции, так и точно организованного подвоза.
Требование, чтобы военные чиновники и, прежде всего интендантский личный состав обладали экономической подготовкой и практическим опытом, предъявлялось уже во времена бранденбургско-прусского государства, однако своей наивысшей точки это требование достигло при новом режиме 1933 года, все более вменявшего военным чиновникам в обязанности знание взаимозависимости между народным хозяйством и Вооруженными силами страны.
«Предусмотрительность играет в военном деле более важную роль, чем в какой-либо другой области управления, поскольку судьбы государства зависят не от его внутренней политики, а от внешней политики и военной мощи. Сущности тотальной войны соответствует также и тотальность управления армией, и вследствие этого, и необходимость в полной и научной систематике. Система, безупречный учет всех возможностей, дает здесь практику то, что стратегу и тактику дают географические карты... Знания теоретика, приобретенные в результате изучения данных прошлого борятся за достижение победы над фактическими, предвосхищающими будущее планами практика, прокладывающего новые пути.»
(Проф. Тейтерг «Военное административно-хозяйственное Управление» Сент. 1941 г.)
Об обширных военное- хозяйственных мероприятиях и предусмотрительности в области снабжения армии говорилось уже в одной из предыдущих статей (2). Поэтому мы ограничимся тем, что укажем и обратим особое внимание на необходимость стопроцентного использования сельскохозяйственных возможностей. В статье одной из германских газет за сентябрь 1941 г., озаглавленной «Вооруженные силы в качестве сельского хозяина». приводится жанровая картина этого года... Военный учебный лагерь является «не только имением с большими стадами овец и свиней, с дающими хороший урожай пашнями, огородами и с значительным производством шерсти, но и города со всеми его современными достижениями, с газом, водой, электричеством, запасами, магазинами, театрами; социальными учреждениями.
Далее следует особо указать еще на некоторые вопросы. Административно- хозяйственная служба должна заниматься вопросами применения различных способов консервирования продуктов питания, решения трудной проблемы упаковки таковы порождаемой нехваткой в олове и жести и, одновременно, вопросами облегчения сложной организации подвоза.
1. Хранение в охлажденном состоянии
а) Стерилизация в стеклянных банках и в специальных горшках (например в котле системы Финкш) фруктов, ягод, компота, зеленых бобов, молодой моркови и т.д... Стерилизация может проводиться в котлах войсковых кухонь... Для размельчения зелени пригодна универсальная кухонная машина, имеющаяся почти во всех войсковых кухнях. Эти консервы следует хранить в затемненном помещении на полках при прохладной температуре воздуха и хорошей вентиляции. Следует производить проверки консервов.
б) Закладка продуктов в каменные| горшки и бочки: цветная капуста, морковь, сельдерей, редька, кольраби, зеленый горох – качество зелени, белая капуста, кислая капуста; суповые травы , лук и т.п. в качество кореньев; помидор - как вкусовые приправы и т.п.
2. Сухие продукты
а) сушка производится на ситах (решетах): фрукты, зелень для супа, коренья и прочее. Не сушить на солнце; после каждой сушки следует размельчение), хранение в прохладном помещение при средней температуре воздуха в 2-40 Ц.
б) хранение на складе: картофель, белая и красная капуста, корнеплоды и т.п.
Во главе химических лабораторий полевой армии, организационно приданных санитарным отрядам, стоят армейские аптекари, являющиеся одновременно опытными химиками по пищевым продуктам. Их главными задачами в области продовольственного снабжения войск являются: наблюдение за химическим составом продуктов, выдаваемых войскам, исследование продуктов в войсковых кухнях, провиантских складах, войсковых лавках; проверка способности продуктов сохраняться без порчи, исследование воды совместно с санитарными органами; производство выборочных проб.
Содержание в пище достаточного количества витаминов придается особенно большое значение. Как известно, витамин С, имеющий столь большое значение для здоровья человека, содержится в больном количестве в лимонах, апельсинах, грейпфрутах, черной смородине и шиповнике. На войне, однако, солдат невозможно снабжать этими плодами. Ввиду невозможности замена свежих овощей, в германской армии применяются витаминные таблетки. С помощью таких мер повышается здоровье солдат и их сопротивляемость некоторым болезням. Благодаря таким детализированным подготовительным мероприятиям возможно наладить в нормальных условиях хорошо организованное восковое хозяйство.
Меню должно играть большую роль во всех инстанциях, начиная с провиантского склада и кончая комендантом и поваром, притом, как в отношении техники питания, так и способа приготовления пищи. «План порций и меню представляют собой хозяйственный план службы продовольственного снабжения». Пища солдат должна быть достаточно обильной насыщающей, сохраняющей здоровье, разнообразной, богатой витаминами, удобоваримой, возбуждающей аппетит, калорийной – обладающей питательной ценностью. «Одно и то же блюдо не должно встречаться дважды в течение одной недели.
О тщательности приготовления пищи заботятся следующие органы и инстанции: «полевой кухонный личный состав», учебные штабы по подготовке кашеваров полевых кухонь, армейские и окружные учебные кухни: 31.10.1941 г. во Франкфурте на Майне был открыт «кулинарный институт», в котором изучаются также и вопросы потребления и рационирования пищи. Наряду с нормальной солдатской пищей изучаются и практически испытываются также и пищевые рационы, предназначенные для тропиков.
Старший советник доктор Вигельмайер рекомендует иное распределение еды, отличающееся от обычно принятого: основательный, сытный завтрак, совсем легкий обед, и обильный ужин, являющийся основным приёмом пищи. Он считает, что принятый до сего времени перерыв между легким завтраком и обедом слишком продолжителен и побуждает солдата курить на пустой желудок. «Чувство голода не следует, однако, подавлять с помощью куренья. Тот факт, что чрезмерное потребление никотина играет весьма крупную роль в наблюдающемся увеличении числа желудочных заболеваний, можно считать вполне установленным. Нынешняя пища, принимаемая солдатами, с её уменьшенным содержанием белка (3) и, следовательно, уменьшенной сытностью, делает переход на достаточно сытный первый завтрак особенно желательным». Рекомендуется давать овсяный суп и каши. Питательная ценность завтрака должна составлять 35% общей дневной питательной ценности пищи, обед – лишь 25%, ужин же – 40%. Вряд ли нужно упоминать о том, что в течение боевых действий и при их затруднениях в деле снабжения войск такая систематичность становится невозможной.
Для довольствия войск при железнодорожных перевозках пользуются вагонами-кухнями, раздающими пищу в течение длительных безостановочных переездов (переброска войск, перевозка с фронта отпускников, транспортирование раненых).
II. Продовольственное снабжение в Африке
Полученные в конце февраля неподтвержденные сведения о том, что германские бронетанковые войска появились якобы на ливийском театре военных действий, возбудили у многих сомнения, и все же, однако, это были «боеспособные войска, вооруженные всем необходимым для ведения боевых действий в условиях пустыни». О том, как «призрачная дивизия Роммеля достигла северо-африканского побережья и как ей удалось снабдить себя всем необходимым, красочно рассказывает интендант Камес.
«Глубокой ночью поезд «________ » прошел через горный проход Бреннер; органы снабжения, расположенные в различных пунктах следования германских войск, обеспечивали последним получение разного рода снабжения. Итальянцы, правда, взяли на себя снабжение германских африканских войск, однако, германским административно-хозяйственным управлением было осуществлено широкое дополнительное снабжение с расчётом на удовлетворение особых вкусовых потребностей солдат и, прежде всего были приняты меры, дававшие возможность местным рынкам удовлетворить потребности германских солдат».
Работа по снабжению войск на протяжении 1800-километрового пути, простиравшего от порта отправления до войск в Африке, была сильно затруднена «великим уединением» этой местности, Ускоренный марш войск генерала Роммеля потребовал организации базы снабжения в пустыне. «Вся работа снабжения была выполнена силами отдела снабжения дивизии. Расход материалов, предметов снабжения, воды и прочего, потребовавшийся для обеспечения германских постов, расположенных в песчанных окопах и защищенных от обжигающих лучей солнца лишь палатками, был значительно, большим, чем в обычных условиях». Африканский театр военных действий подчиняется своим собственным законам. Это относится не только к жизни отдельного солдата, но в значительно большей степени ко всем оперативным и тактическим соображениям в условиях войны в пустыне; это положение относится также в полной мере к проблеме организации подвоза снабжения к африканскому театру военных действий и проведению снабжения на самой территории последнего». (Капе) Здесь главную роль должна играть автомашина. В Киренаике от Барце через Бенгази и до Соллума, имеется всего лишь одна железнодорожная линия, длинной около 200 км., которая, однако, в результате боевых действий, негодная для эксплуатации. Таким образом, все снабжение может осуществляться лишь по воздуху, автомашинами и по дороге Виа Бальбия длиною около 2000 км., т.е. по прочной, асфальтированной прибрежной шоссейной дороге между Триполи и египетской границей, заходящей в наиболее крупные порты. Однако, и эта дорога уязвима со стороны противника.
Погрузочно-разгрузочные и транспортные возможности играют здесь решающую роль. «Длинный путь по железной дороге из Германии через Италию, перегрузка в итальянских портах, дальнейшее транспортирование к складским пунктам в Африке и, наконец, подвоз к отдельным головным пунктам снабжения требуют затраты драгоценного времени. При этом является установленным, что наиболее трудную часть этого пути подвоза предстоит преодолеть на африканском континенте.» Практически, всё в чём нуждается армия, она получает по этому пути снабжения. «Страна не даёт ничего, даже достаточного дополнительного снабжения, например, свежих овощей да фруктов». Труднее всего однако обстояло дело с водой". Наряду со снабжением водой для питья и приготовления пищи для войск, столь же важным является снабжение водой для охлаждения автомобильных моторов: «Точно также стоит представить себе, какое большое количество воды требует хлебопекарная рота всего лишь на удовлетворение однодневной потребности в хлебе, составляющей 24.000 хлебных рационов. В донесениях указывается, что для выпечки хлеба на месте назначения применяется также и морская вода, и что качество хлеба, его вкус и удобоваримость от этого только выигрывает.
Громадный аппарат снабжения доставляет войскам «боеприпасы, горючее, запасные детали к материальной части, обычные предметы снабжения, дополнительное снабжение, как, например, свежие овощи, свежие фрукты, обмундирование, воду, дрова и все необходимое для жизни и боевых действий». Старый принцип боевой практики в колониях, гласящий «что для создания одному солдату возможности жить и сражаться на фронте требуется работа 100 человек в службе снабжения», находит себе в Северной Африке полное подтверждение. «Транспортирование предметов снабжения представляет собой никогда не прерывающуюся нить, тянущуюся от родины к фронту… Снабжение теперь не имеет ничего общего с этапным районом. Личный состав службы снабжения в Северной Африке ведёт такую же борьбу с воздействием противника, как и каждый солдат… Этот личный состав выполняет работу, результаты которой имеют жизненно важное значение для сражающихся войск. Лозунгом службы снабжения является работа, работа и ещё раз работа. Это гигантское достижение, которое с полным правом может быть поставлено в один ряд с достижениями сражающихся войск и без которого не мог бы существовать фронт.».
Казначей Райнтанц описывает, как страшное затруднение в деле снабжения, - «пышущий жаром песчаный смерч, идущий из беспредельных далей южной ливийской пустыни. Солдаты прикорнули в кабине водителя грузовой автомашины. Платок, обёрнутый вокруг головы, защищал глаза, нос и рот от острых ранящих песчинок, непрестанно проникавших через мельчайшие щели и трещины и всюду оседавших. В тесных кабинах царила невыносимая жара».
От трудных климатических условий страдают не только солдаты; от тропической погоды значительно уменьшается и эффективность работы автомашин. Говорят, что один германский». генерал как то сказал, что пустыня является для тактики истинным раем, но для офицеров службы снабжения – адом. Трудность этих походов состоит прежде всего в проблеме снабжения. В условиях этих больших, бесконечных пустынных участков для одной транспортной автомашины требуется около 3 автомашин с горючим. К этому присоединяется ещё большая изнашиваемость и чрезвычайно большая убыль автомашин.
Систематическое ведение войскового хозяйства в пустыне также не является легким делом. Рабочий день у полевой кухни протекает – по словам ставшего казначея Райнтанц - примерно следующим образом полевая кухня, окрашенная желтой и коричневой маскировочной краской, стоит где-нибудь в небольшой выемке, прикрытая сверху маскировочной сетью. В яме, защищённой от солнечных лучей, находятся драгоценные жестянки с водой, а непосредственно вблизи – их «продовольственный эшелон». К моменту раздачи кофе подходит команда с полевыми флягами солдат, нанизанными на шест. Одновременно она забирает приблизительно по «пакету плавленого сыра, коробка сардин, хлеб и 2 лимона на каждого солдата». Эти продукты они относят своим товарищам в мешках для песка или в парусиновых мешках. В обеденное время войскам дастся лишь «лимонад с добавлением небольшого количества красного вина». Главная трапеза перенесена из-за полуденной жары – да 42° в тени на вечер. Вечером с шумом и треском походит запыленная продовольственная автомашина; «она привозит также и полевую почту. Ужин раздается в 18 часов.». В меню значатся армейские суповые консервы с мясом. Сверх этого даётся огурец и в качестве напитка чай. Это был исключительно спокойный день без боевых действий».
Необычайные условия жизни, опасности со стороны водного, животного и растительного царств, труднопроходимая местность, невыносимая жара, пыль, наносящая большие повреждения материальной части, безграничные пространства и безнадежная пустынность предъявляют к службе снабжения необычайно высокие требования и угрожают жизни солдат». Лишь тот, кто с отчаянием и из последних сил с парой своих товарищей до полного изнеможения промучился в этих пустынных пространствах с застрявшим в песках продовольственным автомобилем… знает, что это означает .2война в Африке».
III. Проблема продовольственного снабжения
на русском фронте вплоть до весны 1942 г.
В воскресенье 22 июня 1941 г., в 5 ч. 0 м. глава государства заявил в своем обращении к германскому народу и в приказе по войскам о том, что он объявил России войну и что в настоящее время происходит «величайшее в истории наступление по фронту, простирающемуся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря». С помощью молниеносной войны победитель должен был полностью и в кратчайший срок захватить в свои руки богатую своими ресурсами Украину и важные промышленные районы со всеми их богатствами с тем, чтобы использовать их в качестве источников снабжения.
Германский генеральный штаб и участники великой мировой войны 1914 – 1918 г. г. уже предвкушают, благодаря своему опыту в прошлом, возможности использования вспомогательных средств Западной России и заготовки и подвоза предметов снабжения.
Советник интендантской службы Голлинг (Вена) приводит выдержки из дневника дивизионного интенданта, находившегося в 1914 – 1918 г. г. на восточном фронте:
На отдельных, хорошо обработанных полях с помощью австрийских солдат из состава отрядов по уборке урожаев, временно сменивших оружие на косы, удалось собрать урожай и пустить в ход молотилки; в одном месте были пущены в ход водяные мельницы. Дивизионные хлебопекарни были зачастую негодными к эксплоатации. Кое-где удалось конфисковать хлебопекарни. Однако, в большинстве случаев хлеб приходилось подвозить по железной дороге и на повозках. «Как мне пришлось убедиться при выдаче продовольствия из провиантских складов, хлеб выпеченный с добавлением кукурузы, не выдерживал длительной перевозки: к месту назначения он прибывал раскрошившимся и частично заплесневевшим. Поголовье скота все убывало. «Каждой семье мы должны оставить по корове. В городе Х. количество голов скота на дивизионной бойне удалось довести до 400 голов, крупного рогатого скота и 1200 овец, и, покрыть таким образом 3-х недельную потребность дивизии в мясе. Свиньи устранили временно нехватку в жирах и способствовали разнообразию меню. Крупные запасы продовольствия русских, находившиеся где-то за Бугом, были облиты керосином». В виде исключения продовольственный склад организовал работу на некоторых более крупных подворьях.
Таким образом не могло быть и речи о том, чтобы жить в деревне хотя бы лишь в течение короткого промежутка времени; местная сельскохозяйственная продукция представляла собой исключение, и армия находилась в зависимости - как в отношении продовольствия, так и фуража - от подвоза с родины.
Точно также и в текущей войне германские войска пытались при своем продвижении по русской территории летом 1941 г. достать продовольствие с помощью высланных вперед продовольственных подразделений и штабов по реквизиции продовольствия. Как и 25 лет тому назад, их усилия дали незначительный результат. Они находили лишь пустые или вытоптанные хлебные поля, брошенные дома, эвакуированные населенные пункты и всякого рода разрушения.
Говоря о погоне за продовольствием в районе Днепра, один советник интендантской службы рассказывает, что местный немецкий колонист успел еще своевременно выдать казначею мельницу, намеченную русскими к взрыву; эту мельницу оказалось возможным пустить в ход и снабдить полевую хлебопекарню «ослепительно белой пшеничной мукой».
Гусиное стадо приблизилось к штабу по реквизиции продовольствия. Гусак, подманенный хлебом, взбирался по спущенным к нему сходням, «и как это ни удивительно, гусак и остальные 300 гусей спокойно вошли в штаб, которым они и были использованы для приготовления праздничного жаркого».
Дневная добыча: 1 мельница, 1 грузовая автомашина и 31 гусь.
Другие примеры: дело происходило в небольшом городке западнее Перемышля. Здесь была сравнительно длительная стоянка. Один из бараков взорвали, так как согласно показаниям поляков, там были спрятаны яйца. В подвале оказались зарытыми в землю очень большие баки с 2-3 миллионами яиц. Этот «яичный ДОТ» внёс приятное разнообразие в продовольственное снабжение войск. Выставленная здесь сторожевая рота, как говорят, ежедневно поедала по 10 – 20 яиц на человека, вследствие чего по телу солдат пошли красные пятна. «Не один только недостаток, но и избыток важных пищевых продуктов может принести вред.».
С мясом дело обстояло плохо, другому отряду, отправленному за продовольствием, удалось добыть небольшое количество муки, стручковых овощей и одежды; но продуктов питания по существу не было. Все испытывали полное разочарование. «Размеры суточных дач продовольствия не всегда находятся в согласии с нормами, предусмотренными Наставлением».
Точно также кончились ничем и большие надежды на возможность самоснабжения на богатой Украине, как то с полным разочарованием констатировалось в донесении бронетанковой роты в конце августа 1941 г.- «Украинская земля не дарит нам ничего».
На территории, расположенной между Бугом и Днепром, войска нужно было не только снабжать продовольствием и одеждой, они нуждались для лагерей в палатках, бараках, колодцах, оборудованных отхожих местах, осветительных материалах, свечах, сетках от комаров, вёдрах, умывальниках, тазах, кувшинах и многом другом. «Единственную дорогу, по которой производится подвоз снабжения, необходимо было освободить от всех других родов войск за 6 дней до начала наступления для представления возможности развертывания бронетанковому корпусу; таким образом, эта дорога не могла ужа быть использована службой снабжения. Корпусной продовольственный опорный пункт ведал запасами продовольствия.» В первую очередь, до 15 июля, из населенного пункта были вызваны хлебопекарное роты и роты боен. «Однако, свежее мясо приходилось еще подвозить кружным путем в рефрижераторных вагонах из армейского продовольственного склада, так что в помощь хлебопекарным ротам могли быть приданы мясники. Ежесуточно подлежало выпекать 60.000 хлебных пайков. Помимо 6-дневного запаса, из армейских продовольственных складов подвозилось пищевое довольствие на 4 дня, мука и овес, так что снабжение корпуса у Буга было обеспечено до 2 июля. В целях обеспечения от воздушных налетов продовольственный обоз был, широко рассредоточен перед началом переправы через Днепр (Белосток) Быстрое наступление «в эти почти тропические жаркие дни» предъявило, ввиду чрезвычайно плохого состояния дорог, повышенные требования к службе снабжения. «От всех планов и расчетов времени в отношении отправки и прибытия продовольственных автомашин со складов дивизии у Буга пришлось полностью отказаться и предоставить своевременное прибытие автомашин делу случая», так как обрушения мостов, заторы, объезды, нападения и аварии были постоянными явлениями. «Многие продовольственные автомашины и даже многие полевые кухни прибывали в свои части лишь через несколько дней». Командиры рот глубоко сожалели о том, что не оставили свои полевые кухни в боевом обозе.
На покрытых густым слоем грязи дорогах Украины увязали машины с боеприпасами, горючим, медицинским имуществом, продовольствием. «Сотни раз в течение дня водитель машины и его помощник вылезают из машины и спрыгивают в густую грязь, доходящую подчас до колен и даже выше. Затем начинается отгребание грязи лопатами, подталкивание машины, попытки вытащить ее из грязи; вся эта работа производится из последних сил, которые еще остаются в до предела утомленном теле. То у одного, то у того отпускаются от отчаяния руки, пока, наконец, не отдохнувши, они вновь принимаются за ту же работу, все покрытые грязью и потерявшей всякий человеческий облик… 9/10 «Времени езды» водители машин провели вне своих машин в борьбе с коварной грязью. Всё промочено ледяным дождем. Но ещё хуже обстоит дело с конными повозками и их командами. Вот торчат ноги околевшей лошади. Голова и шея животного уже глубоко ушли в грязь. Фронт требует бесперебойной работы службы снабжения...».
Этот подвоз производится «без сна, без регулярного питания, в жару, в пыли, в мучениях от жажды и под угрозой нападения. Все колонны следуют под охраной. Разведывательные самолеты охраняют эти колонны. Всюду таятся опасности... Справа и слева от дороги видны следы боев, разбитые танки, бронемашины, автомобили и орудия.
«И на этом бездорожном театре военных действий, по этой скудной сети путей сообщения» должно как бы то ни было, подвозиться с родины всё, что необходимо армии для ведения боя и для существования» - пишет казначей штаба XIII армейского корпуса. Положение здесь столь да тяжело, как и в Африке.
Один кинофильм показывает работу службы снабжения осенью 1941 г. на мурманском Фронте, где германским войскам приходилось пробиваться черев покрытые глубокой грязью дороги. «Команды подносчиков подносят продовольствие в 20-литровых сосудах, прикрепленных на их спинах ремнями, непосредственно к линии фронта, причем им приходится проходить по 20 км. по тундре.
Величайшие затруднения для снабжения летом и осенью порождало также бездорожье, вызванное проливными дождями и непролазной грязью; переправы черев реки и постоянное воздействие неприятеля.
По подсчетам специалистов, позади 2000 км. линии фронта непрерывно курсировало взад и вперёд по меньшей мере 500.000 грузовых автомашин, причем эта цифра относится лишь к службе снабжения. Для осуществления этого непрерывного, необычайно интенсивного движения снабженческих автомашин и войсковых повозок, русскую дорожную сеть приходилось перестраивать и развивать обычно под неприятельским огнем – силами специальных войск и организации Тодта с тем, чтобы операции сражающихся войск не были стеснены затруднениями снабженческо-технического порядка. Точно также и железнодорожный рельсовый путь в районе подвоза приходилось перешивать на деревянных шпалах с 11,524 метровой колеи на европейскую колею 1,435 м. К этому присоединилась ещё необходимость постройки новых мостов, железнодорожных сооружений и т.п.
Доктор Кайвер, министерский советник предчувствуя (однако, как показали дальнейшие события, ошибочно) успешное окончание восточного похода, писал осенью 1941 г.
На необъятных просторах русской территории решение проблем подвоза предметов снабжения приобрело для германского командования выдающееся значение... Более чем какой либо другой поход настоящей войны, восточный поход является войной подвоза. Влияние размеров территории, преодолеваемой службой снабжения, имело для войскового командования не меньшее значение, чем боевые действия противника.
Когда осень сменилась суровой русской зимой, дорожная грязь превратилась в лед, покрывшись толстым слоем снега, а проложенные дороги стали непрестанно заноситься снегом; применение моторизованных транспортных средств становилось из-за жёстких морозов все затруднительнее, армии же необходимо было подвозить всё новые предметы снабжения, как-то шерстяные одеяла, зимнее обмундирование, мешки с соломой, ацетиленовые фонари, печки и т.п. В этих условия снабжение ставило перед тыловыми службами и транспортными организациями новые задачи и предъявляло к ним требования о проявлении большей инициативы. Пришлось применять в большом количестве конные повозки, двуколки, запряжённые волами, транспортные самолёты.
Так, например, один танковый батальон, выброшенный далеко вперед и поэтому оторвавшийся от тыловых коммуникаций, оказался вынужденным получать продовольствие по воздуху. Прежде чем эти «мармеладные бомбы» оказалось возможным сбросить в пункте назначения – где то у опушки леса, где на. хороша замаскированных танках была нанесена явно видимая надпись «сбрасывание» прошло изрядное время. Нужно было время, чтобы этот призыв о помощи прошел все командные инстанции армии и дошли до требуемого полевого учреждения; потребовалось некоторое время, чтобы определить требуемое количество продовольствия и выбрать необходимые сосуды (стальные цилиндры) для сбрасывания, чтобы отдать приказания ВВС, отвести в упаковочные пункты ящики с хлебом, консервами, шоколадом, папиросами, погруженными на автомашины и упакованными в стальные цилиндры и грузить их на аэродром.
18. 3. 42 германское информационное бюро сообщило с восточного фронта: на центральном и северном участках фронта начались сильные метели, каждый метр дороги приходится отвоевывать; из людей , лошадей и автомашин «выжимается» всё, что только возможно и солдаты на передовой линии фронта стоят днем и ночью (при температуре 35°) в угнетающем ожидании и готовности отразить в любую минуту возможные атаки необычайно упорно сражающегося противника. «Войска в течение многих дней получают подвозимую на передовую линию в котлах пищу покрытую толстым слоем льда, который приходится пробивать ложкой... Целые дни проходят без получения горячен пищи, даже без возможности смочить язык, так как содержание полевых фляг замерзло. Царят такие холода, что танки покрываются изнутри слоем льда в палец толщиной… Ко всему этому присоединяется неимоверная примитивность условий квартирного расположения».
В начале февраля доктор В. Байер доносит: «мороз и метели пронизывают пехотинца и когда он ест, в одной руке ему всё же приходится держать винтовку, это наиболее тяжелые часы, когда боеприпасы приходят к концу, а противник посылает против наших войск новые волны бойцов. Это часы, в которые солдаты на передовой линии напрасно ожидают еды и питья, так как в этом бесконечном море снега и метели застряли транспортные средства снабженья. Оборона изматывает войска в значительно большей степени, чем наступление».
А в «Штрасбургер Нахрихтен» сообщалось, что в результате 30° морозов пища превратилась в комья льда, её приходится оттаивать путем сильного нагревания, чтобы солдаты на передовой линии получили бы её по истечении многих часов в незамерзшем состоянии.
Снабжение водой также наталкивалось на значительные трудности. Армия потребляет громадное количество воды. В случае иссякания или разрушения источников, армейские военные геологи должны изыскать новые, и еще до начала наступления они должны принять необходимые меры на основе своих исследований и наблюдений.
Зимой, когда в России всё превращается в камень, животных можно напоить, лишь предварительно освободив воду от корки льда.
Самые различные затруднения, встречаемые службой снабжения, нерегулярное и частично недостаточное питание войск, крайне неблагоприятные условия квартирного расположения – «в бараках, дотах и блокгаузах располагалось на самой ограниченной площади трёх и четырех кратное количество людей по сравнению с расположением войск на западном фронте в прошлые годы «влекли за собой, в результате наступивших холодов и метелей, самые тяжелые последствия для здоровья солдат. Однако, и переход к весне также породил новые затруднения и заботы. 12 апреля 1941 года: Берлин сообщил: быстрое таяние снега вызывает на замерзшем нижнем слое поверхности дорог своего рода первобытное грязеобразование, то что русские называют «распутицей», т.е. полное бездорожье, а наводнения в результате ледоходов принимали совершенно невероятные размеры. Всё тонет в бездонной кашеобразной грязи, лошади утопают, а перевозочные средства застревают или погружаются в грязь.
К тому же следует учитывать и тот факт, что и первоначально уже ограниченные ресурсы в занятых районах теперь полностью исчерпаны, и на Украине, где хорошая почва залегает (как говорят), до глубины 3 метров и в состоянии родить в изобилии сельскохозяйственные продукты, ныне наблюдается целый отрицательных фактов (отсутствие тракторов сельскохозяйственные машин, рабочей силы, семенного материала, скота и домашней птицы) – имеющих величайшее военно-хозяйственное значение: ясно, что всё это ставит перед германским командованием, органами снабжения и подвоза продовольствия новые, непредвидимые проблемы, требующие тщательного изучения и заставляющие прибегать к импровизации.
Ужасающая суровость этой воины совершенно не напоминает бодрой и веселой картины маневров мирного времени в своей собственной стране.
ВЕРНО:
ПОМ. НАЧАЛЬНИКА 2 ОТДЕЛЕ ГИУ КА
СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ИНТЕНДАНТСКОЙ СЛУЖБЫ
(ПИРОГОВ)
Пирогов Василий Трофимович
ПОДЫТОЖИМ:
Моё внимание в статье привлек ряд моментов:
Во-первых, гитлеровские интенданты демонстрировали какую-то поразительную не обучаемость и неумение делать правильные выводы из негативных ситуаций. Даже собственный опыт Первой мировой откинут за не надобностью, и надо же, при оккупации Германией территории России все повторилось, русские крестьяне уничтожали посевы, угоняли скот, поджигали даже собственные дома. Допустим, все четыре года войны они так и не успевали реагировать на смену времен года, но чем объяснить тот факт, что не были сделаны выводы и из войны, прошедшей четверть века назад. И это при том, что многие высокопоставленные германские интенданты участвовали в Первой мировой войне и имели практический опыт организации снабжения боевых действий на фронтах войны с Россией. Неужели лёгкость решения вопросов организации снабжения германской армии в покорённой Европе позволила немецко-фашистским захватчикам рассчитывать на подобное и в Советском Союзе?
Неожиданно выглядит игнорирование собственного опыта, полученного зимой 1941 – 1942 года. Возможно, так и выглядит знаменитый немецкий «орднунг», невзирая ни на что, никаких изменений в порядке снабжения не вносить, постоянно наступая на одни и те же грабли. Нет, кое-что немецкие интенданты меняли, например, зимой 1942 – 1943 года начали выдавать водителям, убывающим на передовую две шинели. Как он при этом вел машину, не знаю, видимо тепло было превыше удобств.
Во-вторых, с логистикой у немцев было далеко не все так хорошо, как нам рассказывают многие годы. По большому счету, она ни чем не отличалась от нашей, а зачастую была хуже. К примеру, тёплые вещи, заготовленные немцами к зимней кампании 1942 - 1943 г.г. и подготовленные к отправке под Сталинград, куда-то... Пропали. И армия Паулюса так и не получила столь желаемые варежки, меховые жилеты и прочее.
В-третьих, где бы ни воевали немецкие солдаты, против них единым фронтом выступала еще погода и природа. Вслед за «генералом Морозом», высшие звания следовало присвоить Африканской Жаре, Русским дорогам, Грязи, Пыли, и звание Маршала – «Русской распутице»! Во всяком случае, именно на эти явления на африканском фронте и в боях на территории Советского Союза напирает немецкий пропагандист. По всей видимости, изучение театра военных действий претит суровому тевтонскому военному гению.
В четвертых – совсем иначе видятся документы Советского Правительства: Постановление ЦК ВКБ (б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" и приказ Ставки Верховного Главнокомандования от 17 ноября 1941 г. № 0428, которые отдельные историки называют ещё и приказом о тактике «выжженной земли». В Постановлении есть такие строки: «Всё ценное имущество, сырьевые и продовольственные запасы, хлеба́ на корню, которые, при невозможности вывоза и оставлении на месте, могут быть использованы противником, в целях предотвращения этого использования — распоряжением Военных Советов фронтов должны быть немедленно приведены в полную негодность, т.е. должны быть разрушены, уничтожены и сожжены.». Жестокое и не гуманное решение? Именно в этом нас сегодня и стараются убедить. Но если всё это не уничтожать, не вывозить и не сжигать, сыт и доволен бы был только оккупант.
И не оплакивал бы немецкий пропагандист судьбу гитлеровцев, описывая их жизнь и быт в дни битвы под Москвой: «частично недостаточное питание войск, крайне неблагоприятные условия квартирного расположения — в бараках, дотах и блокгаузах располагалось на самой ограниченной площади трёх и четырёхкратное количество людей по сравнению с расположением войск на западном фронте и влекли за собой, в результате холодов и метелей самые тяжелые последствия для здоровья солдат». Невозможно представить, что нацисты оставляли бы крестьян в собственных домах, а сами бы ютились в сараях, окопах, дотах и дзотах. Решение советского руководства диктовалось самой сутью войны, и, как показали последующие события — единственно правильным. А цитата пропагандистом слов немецкого интенданта, дескать «Каждой семье мы должны оставить по корове» это или добросовестное заблуждение, или желание продемонстрировать европейскому читателю некую «гуманность» немецкой армии. Но, правда жизни была абсолютно не похожа не добрую сказку нацистской пропаганды.
Понимаю, что меня могут упрекнуть в том, что я не полностью изучил всю систему материального обеспечения у гитлеровцев, не поднял все документы и все акты их проверки, и что в немецкой армии было много хорошего, чему надо было учиться. Да, хорошее было, и это тоже изучали, по возможности - внедряли и в РККА. Были и успешные германские интенданты, зольдатам которых не приходилось ковырять лёд, чтобы добраться до похлёбки. Равно, как были и вороватые тыловики, стремившиеся продать армейское добро или отправить домой посылки, побольше и побогаче. Это и обычно, и привычно, и понятно. И нет большой разницы, тыловиков какой страны обсуждать, везде люди разные, и таких, у которых при возможности набить карманы, загораются глаза и чешутся руки. И везде с такими борются, где то строже, где то - мягче, но не довелось слышать, чтобы отрицательные явления удалось искоренить полностью.
Но процентное соотношение честных и нет, умных и глупых, работяг и лентяев, хотя и влияет в определённой мере на материально-техническое обеспечение, полностью нивелировать системные сбои и ошибки не могут.
Огромное спасибо всем читающим, критикующим и комментирующим. С уважением ко всем Вам, Александр!