Найти тему

Это страшное и гадкое издательство. Чего боятся новые авторы

Оглавление

Привет, народ! Известно, что, несмотря на все чудеса прогресса, многие писатели мечтают о традиционной публикации – на бумаге, да к тому же в настоящем издательстве. Это и престижно, и, что уж там, приятно. Так что получить заветное письмо из книжного Хогвартса это высшее счастье. Мы вас берём! Вы нам нужны! Мы хотим напечатать вашу книгу! Казалось бы, можно подписать договор и в сладостном напряжении ждать, когда книга наконец появится в магазинах. Но иногда авторы обрубают возможное сотрудничество на корню. Видела откровения таких обиженных и оскорблённых в чатах и блогах, поэтому и назрела идея для статьи.

Для тех, кто видит мои статьи впервые. Я Ирина Фельдман, писатель в жанре фэнтези, автор более 10 книг. Сотрудничаю с издательствами "Эксмо" и "Альфа-книга".

Что же пугает новичков? И стоит ли этого бояться?

Нейросеть
Нейросеть

А ты точно продюсер?

Письма порой бывают внезапными и обескураживающими. Особенно, если ты его ни от кого не ждал. Я уже рассказывала о шарашкиных конторах, играющих на чувствах зелёных авторов, так что не буду сейчас этот случай подробно расписывать.

Речь пойдёт о реальных издательствах, которые на слуху. Многие редакторы мониторят сайты, где пасутся писатели, и отправляют предложения о сотрудничестве, если их что-то заинтересовало. Но авторы сейчас недоверчивые, им видятся мошенники и книжные пираты. Бывает, что редакторам в ответ прилетает чуть ли не матом...

  • Обратите внимание на адрес. В домене должно быть указано название издательства.
  • Можете вбить адрес в поисковик, например, Яндекса. Он выдаст страничку редактора на сайте издательства или его блог.
  • Если есть возможность, узнайте о редакторе у знакомых авторов.
  • Будьте вежливы. Вежливость не бывает лишней.

Мне долго не отвечают!

Грустно, но у редакторов обычно много проектов и подопечных авторов, поэтому ответы не всегда приходят быстро. Понять-простить. К тому же есть и другие факторы, вроде согласования планов издательства, а это дело не скорое. Постарайтесь смириться с этим и не принимать на свой счёт. В любом случае никто вам не запрещает написать редактору снова, чтобы уточнить то, что вас интересует, если диалог затягивается.

А вдруг мою идею украдут, а меня не напечатают?

Простите, я когда такое вижу, в зависимости от настроения смеюсь или прячу лицо в ладонях. С одной стороны, опасения кажутся реальными, потому что заимствованная идея по закону не считается плагиатом. Да и вообще сложно доказать, что идея является оригинальной. С другой, издательству нет проку от одной какой-то идеи. Если книга по каким-то причинам не подходит к публикации, никто не будет её расчленять и отдавать на поругание литнеграм или другим авторам. Редакторам проще найти что-то готовое, что можно будет поставить в план.

А вдруг мою книгу напечатают под чужим именем?!

Нет, нет и ещё раз нет. Авторство сейчас доказывается на раз-два (черновики, файлы на вашем компьютере и т.д.). Издательству проще напечатать книгу без махинаций и выплатить автору положенный гонорар, чем потерять бешеные деньги в суде и испортить себе репутацию.

Почему я должен отдавать права на книгу? Я не хочу!

На самом деле в передаче прав на произведение нет ничего страшного. Это делается для урегулирования ваших отношений с издательством. Обычно издательство забирает права на конкретный срок, в среднем от двух до пяти лет. Причём в договоре отдельно прописываются права на бумажное издание, на электронку и на аудиокниги. Обратите внимание, есть эксклюзивные права (это значит, что вы на указанное время не имеете права публиковать произведение самостоятельно или отдавать другому издательству), а есть неэксклюзивные (вы можете публиковать произведение самостоятельно и даже предлагать другому издательству, если его устраивает неэксклюзив). Когда истечёт срок, вы можете распоряжаться своей книгой как угодно.

Я не хочу отдавать права на экранизацию! Шиш вам!

Практически в каждом договоре присутствует такой пункт. Права на экранизацию... Звучит! Может, расстрою, но скажу, что это совершенно не означает, что вашу книгу экранизируют. Это даже не намёк. Ну-у-у... Надежда, 1%. Для того, чтобы книга стала фильмом или сериалом, она должна стать хитом, даже мега-хитом. Дальше она должна пройти через питчинги, найти нужную киностудию, которая будет согласна вложиться в проект... И конечно, звёзды на небе должны встать в определённом порядке.

Почему гонорар такой маленький? Увеличьте и тогда я соглашусь

Разумеется, каждый взрослый человек сам решает, какой размер оплаты труда для него приемлемый. Но если вы новичок, издательство в этом случае не пойдёт вам на встречу. Разве что, если вы написали нечто бомбическое, прославились на весь интернет, и издательства за вас дерутся. Но будем мыслить более реально, в самом первом договоре вряд ли будет легко что-то изменить. Останется либо смириться, либо... не заключать договор. Ждать более выгодного предложения. Ваше право.

Хочу художника Этого и чтеца Того

Сейчас многие редакции работают с автором вплоть до выхода книги. Допускают к редактуре, проверке вёрстки и даже принимают пожелания по оформлению обложки и выбору чтеца для аудиокниги. Но бывает и так, что у автора не спрашивают его мнения, и книга выходит вся такая внезапная. Не стесняйтесь узнавать такие вещи заранее, если вам это принципиально. Издательство заинтересовано в том, чтобы издать привлекательный продукт, который можно без проблем продать потребителю, поэтому не стоит обижаться и обвинять его работников в намеренном вредительстве.

Это были самые распространённые страшилки. Главное, не паниковать, принимать решения с холодной головой и ни в коем случае не доводить ситуацию до конфликта.

Моя группа ВКонтакте
Мой Телеграм-канал

#книжный блог #литература #писательское #начинающий писатель #книги #издательства #люблю читать #писатели