Импровизация, как сказал Вилли Вонка, это несложный фокус, его любой сделает. Всё правда, но мало кто это делает. Если не считать авторов книжек для малышей, конечно. Хотя этот фокус прекрасно работает и во взрослой жизни: если всерьёз относиться ко всем проблемам, можно с ума сойти, правда? Но можно превратить всё в цирк, в шоу!
Наука отказывается отвечать на вопрос о причинах такого странного поведения взрослых. А вот писатели – особенно те, кто пишет для детей и подростков – очень хорошо знают, что иногда это единственное решение. А то даже и лучшее.
Просто взять то, что есть, и создать из этого то, чего пока нет.
И это именно то, что делают герои романа «Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар» Елены Соковениной.
В саквояже, который достался двум будущим рекламщикам от того, кто представился как мадам Ренар, нет ни одного лишнего предмета! Хотя с виду наоборот – ни одного нужного. Но это не так! Всё здесь – если не нужные-прямо-сейчас-предметы (как, например, сыр), и не волшебные предметы (как, например, синие очки), то артефакты (как, например, книги). Главное – придумать им использование.
При этом книга, написанная великим жуликом П. Т. Барнумом – нужный предмет. (Барнум известен ещё и как организатор первых лотерей). По ней Федя Летний будет учить английский (который так и не выучил в школе), и из неё же добудет первые советы для своей будущей карьеры.
А вот «Сон в летнюю ночь» – артефакт. Магия шекспировской феерии создаст ту атмосферу, которая позволил превратить эту унылую реальность в цирк.
И так далее. Со временем саквояж и сам станет артефактом – просто талисманов двух жуликов. Теперь они умеют брать всё, что под рукой и превращать в то, что нужно.
Кстати, о Барнуме (инициалы П.Т. переводятся как Финеас Тейлор). Цирковая атмосфера, созданная великим шоуменом, вдохновила и итальянского автора Гвидо Згардоли. Его роман «Феноменальный Гелиодор» – художественная версия юности самого П.Т. Буквально того, как он и стал великим шоуменом.
У бедного подростка не было ничего, кроме нищего отца с его дурацким талантом дурачить людей своим даром слова. И клочка земли под название Никель-Айленд где-то на болотах. Этот клочок земли отец называл своим королевством. И когда новоявленный принц взошёл на престол, его подданными оказались все бедолаги, которым не повезло. Отец, у которого не было ничего, страдал ещё и филантропией!
Что ж, это всё-таки кое-что. Лучше, чем ничего, так ведь? Тут можно снова вспомнить слова Вилли Вонки: Не просто кое-что, а кое-что из чего-то лучше любого чего-нибудь.
Потому что именно так будущий шоумен создаст свою цирковую империю.
Цену импровизации отлично знает Бьёрн Рёрвик. Его умелые рукастые люди – Лис и Поросёнок то и дело что-нибудь импровизируют. То изобретут план спасения йогурта или пылесоса из лап Картона Лютого («Акулиска – враг редиски», «Всёпроглот»). И вот уже Поросёнок выступает то в костюме французского жаворонка, то в зелёных очках датского эксперта по пылесосам. А Лис сочиняет скачки на Королевской плюгавой (с седадлом и сбруей), чтобы не стать жертвой охламонов.
То придумают бизнес – кафе для перелётных птиц («Кафе Птичий Хвост»).
Ну или просто берут всё загадочное, что есть в холодильнике, чтобы получить средство от комаров по собственному рецепту («Битва с комарами»).
Шурд Кёйпер. «Отель большая Л»
Тем временем Шурд Кёйпер в своё романе безжалостен к героям как сама жизнь: четверо подростков в семейном отеле вынуждены бороться с кредиторами. Иначе им будет негде (и не на что) жить, мамы нет, папа в больнице с сердечным приступом – и ему нельзя волноваться!
Тут уже можно не добавлять, что Изабель опять бросила Коса (в третий раз). И что именно ему предстоит добыть из того, что есть под рукой, достаточную сумму.
Папе не надо знать, на что способны его дети.
А не это ли и есть решение?
Поверит ли папа, что его сын (футболист) участвует в конкурсе красоты вместо сестёр? Конечно нет! Что за глупые слухи, этим соседям лишь бы языками почесать, вечно что-то придумают.
И это только один слух их тех, что ходят об отеле с облезлой вывеской «Большая Л».
«Л» действительно большая. Она и есть то, что вдохновляет на импровизацию.
Дарья Варденбург. Марта с черепами
Повесть Дарьи Варденбург можно было бы назвать альтернативно: «И здесь большая Л». Как бы иначе Марта обрела своё искромётное чувство юмора, которое превращает унылую обыденность в что-то невероятное, как танец с черепами?
Может, мама с папой и в разводе, и Марта бегает жить то к одному, то к другому, пытаясь собой связать семью. Может, бабушка и живёт в своём прошлом, всё больше теряя связь с реальностью. Не говоря уже про класс – самый обычный класс самой обычной школы, в которой всё настолько предсказуемо, что даже мухи гибнут от скуки на лету.
Что, спросите вы, у Марты? Какие-такие артефакты?
Да почти никаких. Только репетиция школьного танца для конкурса.
Но ей этого хватит.
Никто из тех, кто знает Марту, уже не сможет жить, как раньше.
Потому что умение шутить – большая сила. Как и большая Л, которая означает любовь.
_____________________
Эти и другие книги на нашем сайте.
#книги
#книги для подростков