Тюрколог Рубен Сафрастян считает, что Россия на протяжении десятилетий считала Южный Кавказ исключительно своей зоной влияния, а теперь, похоже, немного уступает и соглашается с тем, что Турция также должна сказать свое слово в нашем регионе, но, конечно, сохраняя доминирующее положение России.
Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились в Сочи. Это была их первая встреча после почти годичного перерыва. В ходе переговоров президенты двух стран обсудили ситуацию в Украине, Сирии, на Южном Кавказе, а также “зерновую сделку”.
В беседе с Арменпресс Сафрастян отметил, что новый подход в политике России во многом связан с украинским кризисом, поскольку у России есть острые противоречия с Западом, и в сложившейся ситуации Турция стремится максимально усилить свое влияние на Южном Кавказе. По мнению эксперта, Россия вовсе не сдает здесь своих позиций в стратегическом плане и не намерена отказываться от Южного Кавказа, поэтому пытается удержать Турцию в определенных рамках.
“Если судить по официальной информации и довольно короткой пресс-конференции лидеров двух стран, следует отметить, что проблемы, связанные с Южным Кавказом, не занимали такого важного места в переговорах. По сути, состоялся обмен мнениями относительно ситуации, сложившейся в ряде регионов.
Однако, если посмотреть немного глубже, встрече Эрдогана и Путина предшествовала встреча министров иностранных дел двух стран, в ходе которой, если проанализировать дипломатический месседж [главы МИД РФ Сергея] Лаврова, Россия фактически согласилась, чтобы Турция заняла свое место и имела свое слово в нашем регионе”, - сказал Сафрастян.
По словам эксперта, Турция не участвует напрямую в украинском кризисе и хочет взять на себя роль посредника между конфликтующими сторонами, тем самым повысив свою репутацию, а в Сирии ситуация немного иная. По мнению тюрколога, Россия явно поддерживает территориальную целостность арабской страны и подход президента Асада, который выразил желание встретиться с Эрдоганом только в том случае, если территориальная целостность Сирии будет восстановлена и турецкие вооруженные формирования покинут страну. Позиция России ясна: официальная Москва поддерживает Астанинский процесс, стимулируя сотрудничество России, Турции и Ирана.
Коснувшись вопроса о том, не повредит ли достижение соглашения между Россией и Турцией по отдельным вопросам интересам Армении на Южном Кавказе, Сафрастян исключил такой вариант.
“Турция может максимум лишить своей поддержки группировки на юге Сирии и вывести свои войска из Сирии, но очевидно, что Анкара не пойдет на такие шаги. Турция не пойдет в этом вопросе на уступки, потому что это для нее чрезвычайно важны, а Россия, в свою очередь, не пойдет на соглашение с Турцией в других регионах в ущерб своим стратегическим интересам и стратегическим интересам Армении на Южном Кавказе”, - заключил эксперт.
Манвел Маргарян