Найти тему
katenamis

“Вы - балерина, а для многих Вы - художник”

Оглавление

1960 годы - время Оттепели, полёта Гагарина в космос и триумфа русского балета на весь мир. «Большое искусство в самом высоком смысле этого слова», - написал зарубежный зритель о приезде труппы Большого театра и выступлении Майи Плисецкой, которая была всемирной звездой сцены.

Одетта. "Лебединое озеро" П. Чайковского - Майя Плисецкая
Одетта. "Лебединое озеро" П. Чайковского - Майя Плисецкая

Начало

Майя Михайловна с ранних лет любила танцевать и самостоятельно играть спектакли. Она это делала в любую свободную минуту: перед зеркалом дома, на бульваре для прохожих, перед сном и каждое утро, а потом и на сцене Большого театра. Будучи ещё ребёнком, она обижалась на свою тётю, Суламифь Михайловну Мессер, которая не брала Майю на мероприятия в театр из-за позднего времени. Сложно было не заметить сильную тягу ребёнка к танцам, поэтому родители отдали девочку в хореографическое училище Большого театра. Много детей было на приемных испытаниях, но Майю Плисецкую безоговорочно взяли после её «балетного» поклона экзаменаторам-педагогам. Всем было понятно, что у ребёнка талант! Потом ещё не раз преподаватели вспоминали это простое движение, покорившее всех с первого взгляда.

Наверное, Майе Михайловне было суждено стать примой, ведь в самом начале её карьеры занятия в балетном училище видоизменились. Метод Станиславского, который подразумевал развитие советской музыки и актёрского мастерства, был добавлен в программу обучения. После Плисецкая признается, что её любимая часть на сцене - раскрытие образа. В начальных классах она уже обгоняла своих сверстниц по владению техническим элементам и высоте своего прыжка. Её выпускной выпал на время войны, поэтому не было никакого школьного концерта и, тем более, торжественного мероприятия. Финальный экзамен проходил на сцене филиала Большого театра, не хватало только артистов балета - основная часть труппы была эвакуирована - и на учеников приходилась большая нагрузка.

Майя Михайловна Плисецкая в детстве
Майя Михайловна Плисецкая в детстве

На всём пути балерина всегда отмечала одного педагога с большой буквы - Агриппину Яковлевну Ваганову. Плисецкая занималась у неё всего четыре месяца, но ей казалось, что прошло несколько лет, ведь тот опыт, который она получила за такой короткий срок, был бесценен. Вспоминая уроки Вагановой, Плисецкая говорила:

«За многое я благодарна Агриппине Яковлевне – она раскрыла передо мной многие тайны классического танца. Но, кроме этого, она еще научила меня любить труд. До встречи с Агриппиной Яковлевной я любила только танцевать. Теперь я поняла, какой увлекательной, интересной, творческой может стать работа, упорный ежедневный труд балерины, как тесно связан он именно с танцем. Ведь система Вагановой давала мне возможность танцевать свободно, без усилий, так, чтобы труд был незаметен и танец казался непринужденным»

Ваганова научила юную балерину, в первую очередь, танцевать, используя совершенную технику и прочитывая эмоционально вдумчиво роль. За первый год работы в театре Плисецкая подготовила и исполнила выше двадцати ответственных партий. Работая в одной труппе с ведущими танцовщиками России, она старалась в каждом танце создать правдивый образ. Зритель её полюбил сразу и запомнил в балете «Лебединое озеро» в этюде «Три лебедя», где Майя Михайловна танцевала ярко и незабываемо. Нередко отмечали балерину и в кордебалете, ведь Плисецкая всегда выделялась своей индивидуальностью, в то же время ничем не нарушая ансамбля. В спектакле «Дон-Кихот» проявились индивидуальные качества прыжка Плисецкой: это были огромные, эффектные «жете» с большой силой и, самое главное, большой внутренней наполненностью. Она летела над сценой и за считанные секунды преодолевала путь от одного края сцены до другого, порхая в воздухе. Уже тогда была видна заявка на главную партию в этом спектакле. «Шопениан» в её исполнении поразил многих опытных танцоров, однако сама Майя писала в своём дневнике: «Был очень хороший успех. Но я не совсем довольна: я прыгала хуже, чем могу и должна». После премьеры «Щелкунчика» работа Майи была высоко оценена - в “Комсомольской правде” появилась статья с громкой похвалой. Но отправной точкой в карьере балерины стала партия «Осени» в новом балете «Золушка» С.С.Прокофьева. В этом танце дарование Плисецкой раскрылось по-новому. За ней уже было клеймо чисто лирической танцовщицы, но у неё получилась бурная осень, которая сметает всё вокруг. Раскрылись две грани таланта Майи Михайловны: величавая сдержанность и буйная динамичность. Роль Осени раскрыла творческий диапазон балерины: динамика, сила, ликующая радость и волевой образ. Но Плисецкая продолжала со всей строгостью относится к своему исполнению и готова была работать дальше.

Кадр с репетиции Майи Михайловной Плисецкой в зале
Кадр с репетиции Майи Михайловной Плисецкой в зале

Балерина

Прирождённые физические данные Плисецкой восхищали: удлиненная «лебединая» шея, прекрасные формы ног, сильные и не выделяющиеся икры, стройная спина, и, самое главное, гибкие и мягкие руки, которые были названы «произведением искусства». Новой главой в жизни Плисецкой стала партия в «Раймонде». Девятнадцатилетней Майе Плисецкой нужно было передать всю полноту образа. Поэтому балерина обязана была создать наполненный, одухотворенный и пластический танец с выражением всех чувств. Углубленная работа дала свои плоды. Если в «Щелкунчике» Плисецкая была пусть юной и очень обаятельной, но совсем ещё не зрелой танцовщицей, то в «Раймонде» она показала себя уже сильной, первоклассной балериной. Майя Михайловна была на сцене настоящей артисткой. Хотя многие до сих пор считают, что успех был ожидаем из-за физических данных балерины, техническое совершенство было необходимо для раскрытия музыкального содержания партии и образа.

Много внимания балерина уделяла и внешнему облику Раймонды. Она по несколько раз меняла костюм, его покрой и цвет, переделывала причёску и наносила новый грим. Плисецкая написала в своём дневнике: «Над образом Раймонды я буду работать всю жизнь». Так и получилось, она танцевала спектакль более десяти лет, оттачивая мастерство и меняя образ. После дебюта в «Раймонде» Плисецкая заняла ведущее положение среди молодых балерин Большого театра. Этот период назвали «рождением балерины». Ярко показав свою творческую индивидуальность, Плисецкая заявила своё право на роль Одетты-Одилли в «Лебедином озере» Чайковского.

"Раймонда" А. Глазунова - Майя Плисецкая
"Раймонда" А. Глазунова - Майя Плисецкая

Лебедь

Не существует для балерины труднее балета, чем «Лебединое озеро». Он требует безупречного владения всеми техническими элементами. Эта постановка сложна не только физически, когда балерины, не умеющие распределить свои силы на три акта, быстро «теряют дыхание», но и эмоционально. Плисецкая мечтала станцевать Одетту и Одиллию давно! Она рассказывала, что еще в школе, затаив дыхание, она смотрела этот балет в роли зрителя. Музыкальное сопровождение она знала наизусть, а по ночам ей снились танцующие лебеди. Эта партия требовала драматической выразительности, чтобы продемонстрировать развитие характера Одетты: от пробуждения первой любви к страстному признанию, от бурного нарастания чувств до трагедии. К моменту работы над этим балетом балерина достигла высшей степени виртуозности, когда техника танца становится лёгкой и непринужденной. После премьеры успех был несомненным, но сама Майя Михайловна не верила, что сбылась её мечта, и в своём дневнике оставила заметку: «После второго акта я ещё сомневалась в том, что уже танцую «Лебединое озеро». По её исполнению нельзя было однозначно сказать, она хорошо танцует или хорошо играет. Её выход - полное слияние хореографии, музыки и драматической игры. Она никого не копировала, у неё был уникальный артистический почерк и индивидуальный образ. Поражала её изящная чёткость мелких движений, фигурные остановки, зависания в воздухе, чистота и сила пируэтов. Своим исполнением она выводила узоры на сцене. Движения плавно перетекали одно в другое, создавая кантилену танца. С каждым спектаклем она усложняла себе задачу: добавляла движения, задерживалась подолгу в позах, создавала комбинацию интересных вращений и изменяла однотипные движения, внося в них свой «почерк». Руки Майи Михайловны в «Лебедином озере» сравнивались с течением воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Около двадцати лет она танцевала это балет, и каждый раз Одетта - иная, она совершенствовалась и возвышалась всё дальше и дальше.

Одетта. "Лебединое озеро" П. Чайковского - Майя Плисецкая
Одетта. "Лебединое озеро" П. Чайковского - Майя Плисецкая

Умирающий лебедь

Самое знаменитое исполнение на сцене у Майи Плисецкой - «Умирающий лебедь». Этот этюд транслировался на федеральных каналах страны, показывался на сценах многих стран, его просили на бис. Плисецкая выходила из самой глубины левой кулисы спиной к зрительному залу. Тогда это казалось дерзкой и современной выходкой, ведь до неё балерины всегда начинали танцевать на сцене только лицом к созерцателям. «Умирающий лебедь» Майи Михайловны кардинально отличался от предыдущих постановок этого этюда. Она не могла закончить номер, как это было в прошлых исполнениях, бессильно опускаясь и умирая в полном принятии судьбы. Такой лебедь ей был чужд. В своей интерпретации её лебедь борется за жизнь до последнего вдоха, возвышается над миром, страдает, но не желает показывать боли и страха. И только в последний акцент музыки птица падает на сцену без сил. Великие деятели искусства и уважаемые преподаватели восхищались «Умирающим Лебедем» Плисецкой. Известный импресарио Сол Юрок писал:

«Её Умирающий лебедь - один во всём мире, а не просто на огромной сцене Большого театра»

"Умирающий лебедь" К. Сен-Сана - Майя Плисецкая
"Умирающий лебедь" К. Сен-Сана - Майя Плисецкая

Уголок на Тверской со своим вдохновителем

Образ лебедя стал символом всей её жизни. Посетив квартиру М. М. Плисецкой на Тверской улице, можно удивится количеству статуэток и фигурок этой элегантной птицы. Наверное, число соизмеримо с выходами на сцену балерины в этой партии - более 800 раз! После распада СССР Плисецкая находились преимущественно в Мюнхене, время от времени приезжая в Москву, останавливалась именно в этом доме. При входе в квартиру, в коридоре, сразу же падает внимание на многочисленные памятные сувениры. В основном, это подарки поклонников: из Японии - японские куклы, Испании - куклы в испанских костюмах и тот самый игрушечный мишка, которого Плисецкая купила в «Сапсане» в свою последнюю поездку в Россию в 2015 году. Столовая и гостиная в квартире пестрят различными афишами, знаменующими важные события в творческой жизни Майи Михайловны. Образ Плисецкой на сцене и в жизни вдохновлял многих известных художников. Так она познакомилась во Франции с Марком Шагалом. Майя позировала в различных балетных позициях, а он набрасывал угольком быстрые линии на ватман, они много общались, шутили, обменивались комплиментами. Теперь портрет с его авторством привлекает внимание всех экскурсантов

Музей-квартира Майи Плисецкой на Тверской
Музей-квартира Майи Плисецкой на Тверской

Кабинет Родиона Щедрина, мужа М.М. Плисецкой, - музыкальный мир. Первое знакомство Майи и Родиона состоялось благодаря Лиле Брик в 1955 г. На тот момент композитору исполнилось 22 года, Плисецкой было уже 29. Но тогда судьба развела их, и повторная встреча состоялась только спустя три года. В 1958-м по заказу Большого театра Щедрин работал над созданием музыки к балету «Конек-горбунок». Молодой композитор решил побывать на репетиции балета, где снова увидел Плисецкую. В тот момент он понял, что это любовь. Майя Плисецкая ответила на его чувства, и влюбленные больше никогда не расставались, несмотря на семилетнюю разницу в возрасте. В кабинете Щедрина в витрине представлен фрак, так как композитор является автором многочисленных музыкальных концертов для балета. Для своей любимой Майи он лично написал произведение «Дама с собачкой», которое она впоследствии танцевала на сцене. Плисецкая шутила:

«Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!»

И потом ни раз ещё признавалась, что муж продлил её балетную карьеру как минимум на 25 лет.

Несмотря на уровень профессиональных достижений и мировой популярности, ни Майя Михайловна, ни Родион Константинович не тяготели к показной роскоши, а ценили уют и комфорт. С близкими друзьями любили посидеть на кухне за разговорами с чашечкой чая. В квартире сохранилось большое количество первоклассной посуды, в том числе чайных сервизов, но хозяева пили из стеклянных прозрачных кружек по-домашнему. Часто по ночам Плисецкая садилась на кухне и раскладывала пасьянсы. Подобные посиделки продолжались до глубокой ночи, ведь артистка всю жизнь страдала бессонницей. Щедрин писал в книге своих воспоминаний: «В Майе всё мило. Как пьёт воду. Заваривает кофе…», отмечая при этом, что она совсем не притязательная в жизни: добрая, ласковая, заботливая, участливая.

«Совсем ничего от примы-триумфаторши, привыкшей к овациям»

Но, конечно, как и подчеркивал Родион Константинович, Майя Плисецкая, всегда жила в своем мире, мире своего искусства.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая за роялем
Родион Щедрин и Майя Плисецкая за роялем

Гастроли с неожиданными препятствиями

С первых дней пребывания на сцене Майя Плисецкая нашла ключ к сердцам миллионов зрителей. Слава её распространялась далеко за пределы Москвы и Ленинграда. И если в дальнейшем зарубежные гастроли балерины покрывали воздушные пути протяжением в тысячи километров - от Лос-Анджелеса до Парижа, то гораздо большие расстояния охватывали гастрольные поездки по родной стране - от Ленинграда до Ташкента. Плисецкую везде приглашали, её ждали и ею восхищались! Но Советская власть не одобряла такой популярности за границей. Майю несколько раз подозревали в государственной измене, организовывали слежку за балериной, а после запретили выезд из страны на несколько лет. Плисецкая ещё с раннего возраста была обижена на советскую власть. В 1938 году её отец был арестован, а затем казнен во время сталинских чисток. Маму Плисецкой арестовали в том же году, потребовали подписать бумагу о том, что её муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина. Она отказалась это делать наотрез, и ей дали восемь лет тюрьмы. Маленькая балерина росла и жила в квартире у тёти. С начала 90-х годов Плисецкая и Щедрин поселились в Мюнхене. В автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая» (М.,1998) балерина писала о Мюнхене: «…Город чуден. Весь в зелени. Умыт. Начищен, как на парад. Я люблю склонность немцев к порядку, уюту. Их трудолюбие. Мы снимаем двухкомнатную квартиру на Терезиенштрассе. Это самый центр. Все под рукой. Все рядом. Все удобно. Люблю Мюнхен по воскресеньям. Хотя каждый город в воскресный день прихорашивается, снижает нервный ритм суеты, пустеет».

Балерина признавалась, что она не бежала от тяжелых времён в родной стране, она бежала к свободе. Она всегда была против. Против режима — танцевала в главном театре страны. Против идеологии — звезда советского русского балета всегда была беспартийной. Против возраста — продолжала выходить на сцену, когда по балетным меркам давно уже считалась старой. В интервью с Владимиром Познером балерина лаконично и ясно высказала своё мнение насчёт власти:

«Я родилась через год после смерти Ленина, а когда умер Сталин, мне было двадцать семь лет и три с половиной месяца. Возраст для балерины не юный. Половина профессиональной жизни была позади. А потом были эпохи Брежнева и Горбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. Из-за того, что родилась на российской земле, я исчисляю свою жизнь эпохами "царствования" наших вождей. Ни одной моей коллеге из Финляндии или Франции не придет в голову соизмерять этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров»

Эталон грации

История русского балета не представляется без Майи Михайловны Плисецкой. Она стала примером для подражания, эталоном элегантности и хрупкости. На её танцах учатся многие начинающие балерины со всего мира и мечтают приблизиться к такому же чистому и филигранному исполнению. Безусловно, техника балета развивается и усложняется с каждым годом, но артистическое мастерство, которым обладала Майя Михайловна, - бриллиант, присутствующий не у всех. Плисецкая не просто танцевала, она танцевала со всей душой. Не зря Николай Цискаридзе постоянно повторяет:

«Она была не великой, а величайшей!»
"Умирающий лебедь" К. Сен-Сана - Майя Плисецкая
"Умирающий лебедь" К. Сен-Сана - Майя Плисецкая