Роботизированные бронированные боевые машины постепенно внедряют в армии мира. Как правило, это лёгкие образцы БТТ, вооружённые крупнокалиберным пулемётом или автоматической пушкой. Но мало кто слышал о беспилотной «Армате»… Другими словами, инженеры разных стран работают не только над лёгкими, но и над тяжёлыми «танками-роботами». Идея интересная, но пока сложно реализуемая.
Плюсы роботизированных танков
Полностью необитаемые танки имеют ряд существенных преимуществ. Первый и самый главный – потеря танка не приведёт к потерям в личном составе. Так же, полностью необитаемый танк можно сделать меньше при сопоставимых показателях брони, мобильности и огневой мощи в сравнении с классическими ОБТ. Это даст простор для дальнейших улучшений и повышения ТТХ.
В некоторых странах даже есть свои образцы более-менее подходящих под описание боевых машин. Например – эстонский Type X. Его сложно назвать тяжёлым роботизированным танком, но его шасси позволит использовать орудия калибра от 57 мм и более. В России кроме лёгкого «Уран-9» ведутся работы по созданию полностью необитаемых машин на платформе «Армата» при незначительных изменения в конструкции. Однако, несмотря на шаги вперёд, есть ряд проблем, не позволяющих внедрить подобную технику в армию.
Ключевые аргументы против
Начнём с того, что подавляющее большинство разработок, это новые платформы, которые надо ставить на конвейер. В моменте это увеличит стоимость при слабой надёжности. Правда, эта проблема может быть решена постепенным выпуском и войсковой эксплуатацией.
Другой не менее важный момент – радиус связи, её каналы, их защита и надёжность. Если какая-то из стран мира начнёт использовать необитаемые танки (какими бы они ни были), тем более в боевых условиях, союзная армия сразу столкнётся со сложностью противодействия комплексам РЭБ противника. Они могут перехватить боевую машину или подавить её. Для этого не обязательно вести огонь и чисто в теории, оппонент получит полностью исправный танк.
Средства наблюдения тоже имеют ряд сложностей… Они напрямую связаны с каналами управления и их подавление в любом случае приведёт к помехам и снижению боевой эффективности. Плюс, полная ликвидация «цифрового зрения» сделает необитаемую машину бесполезной.
Кто-то скажет, что можно прописать алгоритм возврата машины на место временной дислокации или к оператору. Соглашусь, но в этом случае, оператор всё равно теряет контроль, а зная эту особенность, враг может без особого труда выйти на оператора и «накрыть» его разными средствами поражения. То есть, союзные войска теряют не только боевую машину, но и её экипаж.
Итог
Необитаемые танки правильное в определённой степени направление развития бронетанковой техники, но пока сложно реализуемое. Дело тут не в технологиях и не в разваленной промышленности. Наоборот – Россия имеет все возможности по созданию полностью необитаемых танков. Испытания платформы «Армата» в беспилотном режиме яркое тому подтверждение! Проблема их появления связана с типичными сложностями новой техники – дороговизна и низкая надёжность. Только в контексте беспилотной военной техники есть вопрос защиты и стабильности каналов связи, которые могут быть подавлены или перехвачены средствами РЭБ противника, а автоматический возврат боевой машины к оператору ставит под угрозу не только машину, но и её экипаж.