Будущее наступило. Автомобили заряжаются от розетки и называются электрокары. Законодатель запаздывает с урегулированием отношений "электрокароводителей", а владельцы стоянок бодро расчехляют позабытые было точки подключения к электросетям, которые раньше служили для запуска бензиновых "ласточек" в мороз.
Вопрос клиента
Владелец квартиры в МКД (многоквартирный дом) вывел провода по наружной стене дома на улицу для зарядки своего электромобиля. Законно ли это? За энергию он, видимо платит, по своему счетчику в квартире, поэтому - не халявщик.
Этот вопрос в контексте зарядки именно своего электромобиля от своей домашней сети в настоящее время не урегулирован законодательно.
Но все помнят стихийные (по сути, вошедшие в обычай) подключения к сетям парковок своих авто, особенно в Сибири, где приходится заводить авто при очень низких температурах.
А существующие ограничения говорят нам следующее:
1. Потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей (подпункт а) пункта 35 Постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года)
И тут стоит понять - зарядная станция скорее всего не сертифицирована как домашний прибор и оказывает повышенную нагрузку на домашнюю сеть. Проверить можно по техдокументации или с привлечением специалиста - электрика.
2. Проектирование и строительство многоквартирных жилых домов регламентировано СП 54.13330.2016 «Многоквартирные жилые дома», которым не предусматривается в составе многоквартирного дома поста электрозарядки автомобилей.
Есть и еще множество условий и СНиПов, регламентирующих инженерию жилого дома. Скорее всего, установка зарядной станции нарушает ряд таких условий.
Правила устройства электроустановок (ПУЭ): "Токоведущие части электроустановки не должны быть доступны для случайного прикосновения, а доступные прикосновению открытые и сторонние проводящие части не должны находиться под напряжением, представляющим опасность поражения электрическим током как в нормальном режиме работы электроустановки, так и при повреждении изоляции."
Таким образом, просто пробросить кабель по тротуару или коридору нельзя.
Как сделать правильно в текущих условиях отсутствия прямого регулирования закона:
- получить разрешение ТСЖ на подключение зарядной станции, лучше через общее собрание и официальное выделение мощностей от ближайшего щитка
- провести согласование проекта в Россетях (опционально)
- оплатить материалы, работы ТСЖ скорее всего сделает бесплатно, всем нужен новый потребитель
Платить владелец электромобиля будет по счетчику. Кстати, оплата - одни из камней преткновения по развитию зарядных станций. Перепродажа энергии неспециализированными организациями запрещена, наценка запрещена, действуют тарифы. Поэтому сама по себе станция владельцу - частнику прибыли не несёт - просто имиджевый проект. Тут тоже пока нет регулирования и стимулирования установки станций. Ждем пробуждения законодателя.
Именно в этой ситуации компания МОЭСК (входит в ГК «Россети») является крупнейшим оператором зарядных станций в стране, так как ей продавать энергию можно. В настоящее время создан ряд частных компаний, специализирующихся на подзарядке всего и вся - как они пролоббируют свои интересы, увидим.
Установка зарядных станций на паркингах и в МКД в условиях отсутствия регулирования - неплохой, но высокорисковый стартап. Рано или поздно по рынку пойдут крупные операторы и выкупят раскрученные точки. Или "отожмут" как раз в силу новых регулятивных актов. Это риски. А прибыль - в более дорогом машино-месте с зарядным устройством (формально ток вы не продаёте) или дополнительных услугах - к примеру, кафе рядом с зарядником. Напомним, мощной зарядкой авто заряжается час - полтора, а бытовой энергией - до десяти часов. Время попить кофе есть)