Найти тему
Заметки иллюстратора

Что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ?

По мотивам романа А. Азимова «Двухсотлетний человек»

Обсудили с товарищами книжку, Айзека Азимова ДВУХСОТЛЕТНИЙ ЧЕЛОВЕК (кстати, хорошая книжка, позже напишу обзорчик).

И в процессе обсуждения обнаружился неожиданный аспект, который вряд ли имел ввиду автор. Возник вопрос...

Что такое сознание - ИНДИВИДУАЛЬНОЕ и ОБЩЕСТВЕННОЕ?

СОЗНАНИЕ - способность высоко организованной материи отражать и осмысливать окружающий мир.

Наличие сознания позволяет человеку предварительно осмысленный внешний мир менять в соответствие со своими потребностями и предпочтениями.

Например, человек видит камень. Он может пройти мимо, а может что-то с ним сделать - топор, украшение, использовать в постройке дома, запустить в голову ближнего - вариантов масса. И каждый вариант можно реализовать массой способов - от самого простого до очень сложного. В камне можно просто просверлить дырку, а можно вырезать из него что-нибудь затейливое.

Чем больше развивается ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, тем более сложные вещи способен делать человек. Маленькому ребенку сложно начертить ровную линию или нарисовать яблоко, взрослый, при грамотном подходе способен сваять чертеж в трех видах с разрезом.

Но развитие индивидуального сознания имеет существенное ограничение - сравнительно небольшую продолжительность жизни носителя.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ преодолевает это ограничение - срок существования человечества, а значит и время развития общественного сознания, значительно больше. И чем более развито общественное сознание, тем больше возможностей для развития у сознания индивидуального.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - способность человеческого сообщества объединять достижения индивидуальных сознаний и передавать их следующим поколениям.

Именно наличие общественного сознания обеспечивает такое явление как ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.

Каким образом человек получил это свойство - сознание?

И тут мы приходим к понятию...

ЭВОЛЮЦИЯ - постепенное изменение чего-либо от простого к сложному с появлением новых качеств.

Первые одноклеточные организмы под влиянием внешних, не особо дружественных к ним условий, ЭВОЛЮЦИОНИРОВАЛИ - то есть усложнились, стали многоклеточными и приобрели более разнообразный функционал.

Пчела, например, существо гораздо более сложное, и обладает функцией организации материи по заданному алгоритму - умеет строить соты. Правда, ничего, кроме сот, она построить не может. Создать какие-нибудь другие соты - другой формы, из другого материала, с расширенным функционалом - не может тоже. Ибо строит она неосознанно - поскольку сознания у пчелы нет.

Сознание появляется у предков человека в процессе эволюции, по мере дальнейшего усложнения под влиянием недружественной внешней среды, в которой надо как-то выжить.

Дальнейшая эволюция и появление уже общественного сознания обусловлены потребностью передавать следующим поколениям достижения индивидуального сознания.

Искусственная эволюция

Благодаря наличию сознания, человек, в отличие от пчелы, способен не просто организовать материю по заданному алгоритму с заданной сложностью - он может алгоритм, которому его научили, менять, а сложность - увеличивать.

Например, у человека возникла потребность быстро считать - и он создал калькулятор. А чтобы считать еще быстрее - придумал Excel - более сложную штуку, обладающую гораздо большим функционалом.

Можно ли назвать этот процесс эволюцией? Вполне. Только это эволюция - ИСКУССТВЕННАЯ, то есть осознанно осуществляемая человеком.

Таким образом, благодаря сознанию, человек имеет возможность сам осуществлять эволюцию своих творений - делать их более сложными с более разнообразным функционалом.

А благодаря наличию сознания общественного этот процесс не ограничен сроком жизни отдельного человека.

ЕСТЬ ЛИ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ГРАНИЦА ДЛЯ ИСКУССТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ?

Если отвечать на этот вопрос диалектически, исходя из наблюдений и совокупного опыта человечества - такой границы нет, ибо нет фактора, который мог бы ограничить этот процесс.

По крайней мере на сегодняшний день нам такой фактор не известен. Как только и если станет известен - мы пересмотрим наши выводы.

А раз так, значит, человек может (когда-нибудь, теоретически), продолжая увлекательный процесс искусственной эволюции калькулятора, усложняя его все больше, расширить функционал своего творения до способности отражать и осмысливать окружающий мир.

Тут стоит отметить важный нюанс.

Индивидуальное сознание - порождение сознания общественного.

Когда мы говорим о сознании, то, как правило, по умолчанию подразумеваем сознание индивидуальное. Однако это не совсем верно.

Нельзя сказать, что человек изначально обладает развитым сознанием. Он обладает только ВОЗМОЖНОСТЬЮ его развить. Развивается же индивидуальное сознание в обществе, в процессе воспитания, под влиянием сознания общественного. Если человек растет в изоляции от общества, то и сознание его останется в зачаточном состоянии.

Таким образом, осуществляя искусственную эволюцию своего произведения, человек может (теоретически, когда-нибудь) создать нечто, обладающее возможностью развить сознание. А чтобы эту возможность реализовать, понадобится воспитание в обществе. То есть, получившееся в результате сознание, независимо от природы носителя, будет человеческим.

Так что появления Скайнет можно не опасаться.

Говоря об искусственной эволюции, конечно нельзя не упомянуть ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, которому некоторые прочат карьеру Скайнет.

Все, что написано выше - пока к нему отношения не имеет.

Функционал ИИ - действия по алгоритму. Это могут быть очень сложные действия, по сложному алгоритму, но не более того. А процесс воспитания подразумевает обучение не только действиям по алгоритму, но и созданию собственных алгоритмов.

Это может получаться лучше или хуже, но вряд ли найдется человек, не способный к созданию собственных алгоритмов, то есть к самостоятельному мышлению вовсе (за исключением, может быть, клинических случаев, и то не факт).

ИИ к созданию собственных алгоритмов не способен.

И дело тут не в мастерстве разработчиков и сложности алгоритмов, а в самом принципе программирования. Усложнять алгоритмы можно настолько, насколько позволит мощность устройства, но это ни на шаг не приблизит человека к созданию чего-то разумного, то есть поддающегося воспитанию.

Для этого понадобятся какой-то другой, более сложный принцип.

И даже если когда-нибудь такой принцип будет найден - в результате получится не искусственный чуждый разум, а всего лишь искусственный человек.

Чтобы получить нечто нечеловеческое, нужно соблюсти ряд условий:

📍 Одного объекта недостаточно. Это должно быть сообщество объектов, способное к самовоспроизведению. Или, как вариант - практически вечный, не требующий обслуживания и ремонта объект с неограниченной памятью. Второе, на мой взгляд, сложнее.

📍 Среда, в которую объект помещен, должна стимулировать развитие сознания. Как вариант - недружественная среда в сочетании со встроенным в объект инстинктом самосохранения.

📍 Объект (или сообщество объектов) должен развиваться в полной изоляции от человеческого сообщества - в противном случае полученное сознание будет человеческим.

Теоретически, когда-нибудь, такой эксперимент, вероятно, можно будет реализовать, но это уже совсем другая история, и снова не про Скайнет.