Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти Акиры Куросавы — выходца из самурайской семьи и влиятельного японского режиссёра, изменившего мировой кинематограф. Вспоминаем мастера и его главные картины.
Кто такой Акира Куросава?
Куросава начал свой путь в кино с должности художника-оформителя. Работал ассистентом у режиссера Кадзиро Ямамото, прежде чем снять свой первый фильм «Гений дзюдо» в 1943 году. Здесь он работает с жанром боевика, который впоследствии становится его любимым. Международное признание как самого режиссёра, так и всего японского кинематографа началось с картины «Расёмон» (1950), ставшей лауреатом премии «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля и премии «Оскар».
Этот фильм и дальнейшие картины автора вдохновляют режиссёров по всему миру. Джордж Лукас создаёт «Звёздные войны» после просмотра «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958). Джон Стёрджес снимает «Великолепную семёрку» (1960) как ремейк «Семи самураев». Вдохновляются творчеством Куросавы и современные авторы: в России в 2017 году вышел фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» на основе всё того же «Расёмона».
5 фильмов Акиры Куросавы для знакомства с режиссёром
«Расёмон» (1950)
Сюжет фильма строится на основе новелл японского писателя Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Картина переносит зрителя в Японию 11 века. Трое мужчин прячутся от ливня под кровлей ворот Расёмон и обсуждают судебное разбирательство. На слушании по делу об убийстве самурая и изнасиловании его жены представлены четыре версии свидетелей преступления. Каждая версия добавляет новые подробности и детали к истории. В этом фильме Куросава раскрывает тему субъективного восприятия действительности.
«Семь самураев» (1954)
Действие фильма, ставшего международным хитом, происходит в 16 веке – в Японии гражданская война. Бандиты готовятся напасть на деревню, поэтому жители нанимают для защиты семь странствующих самураев. Расплатиться крестьяне могут лишь рисом. Съёмки «Семи самураев» проводились на натуре, экшн-сцены записывались сразу с трёх камер. Блокбастер Куросавы стал самой дорогостоящей картиной в истории японского кинематографа.
«Жить» (1952)
В центре сюжета философской драмы неприметный клерк, узнавший о своей неизлечимой болезни. Теперь герой хочет успеть ощутить вкус жизни в оставшиеся месяцы. В итоге его целью становится строительство детской площадки на месте пустыря. На создание фильма «Жить» Акиру Куросаву вдохновила повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Картина получила специальный приз Берлинского кинофестиваля в 1954 году. Особую любовь к ленте питают в Индии – там на фильм «Жить» сняли целых семь ремейков.
«Три негодяя в скрытой крепости» (1958)
Приключенческая комедия повествует о японской принцессе, наследнице правящего клана, которая вынуждена скрываться вместе с самураем в потайной крепости. Чтобы добраться до безопасного места, они переодеваются в крестьян и прячут золото в дровах, а в помощники берут двух случайных бродяг. Герои послужили прототипами для персонажей саги «Звёздные войны»: принцессой там выступит Лея, самураем — Оби Ван Кеноби, а вместо бродяг мы увидим роботов C3PO и R2D2.
«Телохранитель» (1961)
Продолжение исследования Акиры Куросавы темы нелёгкой самурайской судьбы. Здесь центральным персонажем становится одинокий бунтарь. Он приходит в японский город, где воюют и терроризируют жителей два клана. Самурай нанимается телохранителем то в одну, то в другую банду, оставаясь верным только самому себе. В этом фильме режиссёр не побоялся графических изображений насилия, что необычно для японского кинематографа. На основе картины был снят фильм «За пригоршню долларов» – причём сделано это практически покадрово, из-за чего студия Toho даже подала на режиссёра Серджо Леоне в суд. «Телохранитель» Куросавы положил начало целому жанру – спаггети-вестернам (итальянские вестерны 1960-х и 1970-х годов).
Автор: Алиса Герасимова