Способен ли фильм достучаться до каждого зрителя? Возможно ли заставить смеяться и плакать весь кинозал и при этом раскопать в душе каждого то, что долгое время тот тщательно прятал - непростые семейные истории и тайны, детские травмы, конфликты поколений, невысказанные слова и действия, о которых жалеешь? До просмотра этого фильма я бы сказала, что нет. Творение режиссера Чагана Ырмака смело разрушает это предубеждение, не оставляя ни единого целого кирпичика в фундаменте личных убеждений. Редкое и поразительное исключение.
Фильм рассказывает историю Садыка, в юности покинувшего отчий дом наперекор своему отцу, выбравшего свой путь самореализации во всех сферах жизни, пережившего много горестей и лишений, но вопреки всему воспитавшего умного и тонко чувствующего сына Дениза. Однажды он принимает знаковое решение и вместе с сыном возвращается к семье, что влечет за собой череду событий и раскручивает клубок семейных тайн. И лишь в конце станет понятна причина, что привела его в родительский дом и смогла разрушить стену непонимания, возведенную между двумя очень близкими людьми - Садыком и его отцом Хюсейном - в тот самый момент, когда драма достигла апогея.
Фильм о столкновении поколений, свободе выбора, ложных идеалах и истинных приоритетах, способности переступить через свое эго ради сохранения связи с самыми близкими, особой исцеляющей роли дома, в который всегда можно вернуться, и прочной связи поколений, от которой невозможно отказаться.
В чем неповторимая магия этого фильма?
Во-первых, в очень ярких контрастах: драматическая линия и трагизм будто теряют мрачную тональность на фоне ярких картинок из фантазий Дениза; слезы от переживаний в самые глубокие моменты сменяются смехом от комичности реакций персонажей; разноплановость героев, как небо и земля, совершенно непохожих друг на друга; наличие множества символов, которые проводят параллель с разными периодами жизни героев и несут двойные смыслы.
Во-вторых, в реалистичности всего происходящего и созданных образов героев. Здесь нет гипертрофированных моментов в сюжете, зато много эмоций и естественных человеческих реакций.
В-третьих, в настоящем калейдоскопе самобытных персонажей, настолько разных и уникальных, со своими "тараканами", особенностями, странностями и увлечениями, что весь фильм не перестаешь наслаждаться этим своеобразием и спектром созданных характеров. Судите сами, насколько оригинальны главные герои:
- Садык (Фикрет Кускан) - главный герой, отец в ключевой цепочке фильма "дедушка-отец-внук", журналист по профессии и призванию, борец за справедливость и светлое будущее страны, что в прошлом привело его к тюремному заключению и серьезным жизненным осложнениям. При трагических событиях военного переворота сентября 1980 года в Турции он теряет близкого человека и веру в то, что человеческая жизнь имеет ценность в его стране. Человек, ищущий свой дом, поскольку из своего родного очага был некогда выгнан отцом после отказа следовать идеалам последнего. Любовь к сыну - трогательная и важная составляющая его новой жизни.
- Дениз (Эге Танман) - сын Садыка, чудесный мальчуган, живущий мечтами, подпитанными любимыми книгами. Всех людей, которых встречает по жизни, он вплетает в мир своих фантазий, тем самым выражая свои эмоции, страхи и желания. Смышленный, любопытный, смелый и сильно тянущийся к родным людям - сначала к отцу, а потом и к другим родственникам. По ходу фильма из его уст прозвучит немало философских комментариев, глубина которых заставляет остановиться и задуматься.
- Хусейн (Четин Текиндор) - отец Садыка и дедушка Дениза. Авторитарный представитель сельской Турции, глава семьи, своенравный, не принимающий чужую позицию, но при этом человек с огромным сердцем и тайными секретами, которые дарят ему маленькое счастье и показывают его скрытую сторону - любящего отца и дедушку. Взаимодействие Хусейна с сыном, внуком, женой - то, что завораживает в этом фильме. Следишь, как меняются эти отношения, как каждый в этом квадрате по-своему подходит к общению друг с другом и ищет ключик к сердцу главного представителя большого семейства. И этим ключиком оказывается его внук.
- Бабушка Дениза и жена Хусейна (Хюмейра) - жизнерадостный центр этой семейной вселенной, без которой было бы невозможно представить рядом столь разных по характеру и судьбе людей, трактористка и радиолюбитель, запустившая семейную сеть для оперативной связи по рации, яркая, с принципами, но в то же время понимающая и умеющая достучаться до авторитарного мужа по-женски хитрым и мудрым способом, настоящая хранительница домашнего очага и теплой атмосферы внутри семьи. Женщина, ярко переживающая все происходящее, но не теряющая внутреннего стержня и связи со всеми близкими. Невозможно противостоять ее обаянию и шуткам!
- Тетя Гюльбейяз (Шериф Сезер) - жемчужина среди морских камней, "белая ворона" с аристократическими манерами в простой сельской семье, женщина с принципами, но в отличие от сестры совершенно не гибкая, с обидами на главу семьи и одновременно с безграничной любовью к младшему поколению и сестре. Значение ее имени символично - "белая роза", что становится источником доброго подтрунивания домочадцев. Обида и ненависть Гюльбейяз к Хусейну создаст сильный контраст с ее молниеносным решением по его спасению, когда тот будет в отчаянии. Ее украшения, одежда, стиль, вечный стульчик, который все безоговорочно таскают за собой, принимая ее аристократические манеры как данность, все это так забавно смотрится на фоне сельских пейзажей.
- Салим (Йеткин Дикинджилер) - брат Садыка, светлый, милый, по-детски наивный и чувствительный. Несмотря на яркий контраст с отцом, его эмоциональность и детскость не вызывает отторжения и нареканий близких. Через него в фильме выражается много эмоций и истинных настроений всей семьи, он, словно море, отражает погоду и предвосхищает шторм. Не менее эксцентричной является и его жена, которая умело управляет и лавирует в потоке эмоций своего мужа.
Очень яркая картинка семейной жизни, с мелкими ссорами и примирениями, волнениями и поддержкой, подтруниваниями и шутками, странностями одних и серьезностью других, восхитительной домашней атмосферой и сплоченностью в моменты, когда от этого зависит благополучие самых юных членов семейства. Семья - стена, что защищает от суровой правды жизни; подушка, которая не позволит упасть и разбиться; ласковые руки бабушки, что помогают расслабиться.
Особо отмечу:
- Великолепную актерскую игру как основных, так и второстепенных актеров. Хюмейра завораживает своей игрой вот уже в третьем фильме подряд, и в каждом из них она играет, как дышит. Настоящий "знак качества" для турецкого кинематографа. Эге Танман в столь юном возрасте волшебно сыграл мальчика тонкой душевной конструкции, завоевав сердца зрителей и став самым обсуждаемым актером этого фильма. Грусть в его глазах, переживания и волнения из-за перемен и за отца, нежность по отношению к тем, для кого он открыл свое сердце - трогательный образ, мастерски переданный молодым талантом. В целом, все главные герои необычайно точны в своей игре.
- Эпизодические роли совсем молодых Тубы Бюйюкюстюн и Халита Эргенча. Необычные типажи для обоих актеров.
- Фразы, оставляющие глубокий след, в которых скрыта целая история:
"Дайте ему комнату, пап. Пусть у него будет дом. Но тот, из которого иногда можно выйти."
"Сыновья всегда помнят своих отцов такими, какими хотят их помнить, не так ли, сынок?"
"Я бы стоял вот так, раскрыв руки. Я удержал бы его. Я бы сказал ему таким образом "не уходи"..."
"Мечты становятся меньше, когда человек взрослеет?"
Этот душевный фильм входит в список 250 лучших фильмов мира по версии IMDb. Выйдя в прокат, он собирал полные залы, и люди выходили в слезах, долго обсуждая полученные впечатления. Современные отзывы очень часто повторяют одни и те же мысли и воспоминания: "Помню, как смотрел этот фильм в кинотеатре, и какое он произвел на меня впечатление: каждый нашел в нем что-то из своей жизни. Впрочем и сейчас, при его пересмотре, он имеет такой же эффект. Это фильм, который стоит посмотреть каждому".