Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Я и самолет

Оглавление

Виктор Баравков

Я свое отлетал, теперь сижу на земле и частенько смотрю в небо. В общих чертах жизнь моя хорошая, пенсия конечно не самая большая, но я работаю, хватает.
Все бы хорошо, но.... Ловлю себя на мысли, полетать хочется? Пожалуй да.
Я задаю себе вопрос, ради чего? В былые годы, я поднимался в воздух для, .... Сейчас скажу громкую фразу. Я защищал свою страну.
Почему мне хочется полетать сейчас? Ностальгия? Пожалуй нет.
Мне хочется пообщаться с САМОЛЕТОМ. Другой скажет, да сядь в автомобиль и успокойся... Не то. С самолетами у меня всегда складывались определенные взаимоотношения, с автомобилями нет.
Вот я и добрался до самого главного. Взаимоотношения человека и машины.....
Что для меня самолет?
Чем он являлся для меня в жизни? Просто средством для летания по воздуху, оружием? Нет, я видел в нем что-то большее.
Вспоминается моя первая встреча с самолетом Миг-27Кайра. Я подошел к укрытию, оно было приоткрыто и заглянул во внутрь, в поисках техника. Из полумрака бетонного склепа на меня смотрела черная в полумраке, нахохлившаяся птица. Ощущение настороженности, какого-то неприятия меня, как чужака. Да, я был чужим для нее. Я только приступал к знакомству с этим замечательным самолетом.
По плану у меня в тот день были тренажи в кабине, для отработки особых случаев в полете по кругу, я только готовился впервые полететь на Миг-27К.
Я хотел присидется в кабине, попривыкнуть к ней, отработать действия на случай пожара, остановки двигателя, отказа систем самолета, все это требует определенного автоматизма и отрабатывается на земле в кабине.
Техник куда-то отлучился, а без него начинать знакомство с самолетом не хотелось, да и не положено.
Слышу сзади деликатное покашливание, вот и техник пришел. Здороваемся, представляемся.
-----Сейчас АПА подойдет, я самолет из укрытия выкачу. У меня по плану замена колес, а вы, в "кабинете " поработаете.
Техник начинает открывать укрытие. Огромные, тысячетонные створки медленно, под действие лебедки расходятся в стороны.
Берусь помогать технику, вдвоем выкатываем из угла "водило", толстую трубу на колесиках, предназначенную для буксировки самолета и зацепляем за носовую стойку. Прибежал солдатик механик и по указанию техника, катит к укрытию большие домкраты для подъема самолета. Работа идет.
АПА не заставила себя долго ждать, подкатила. Техник с механиком начинают выкатывать самолет, я стою в сторонке, не мешаю. Вслед за тягачом из укрытия медленно появляется нос самолета, кабина, вот он и выполз весь на свет божий.
Ощущение хищной птицы усилилось, она неохотно покидала свое мрачное убежище вслед за тягачом, который тащил ее за клюв.
Ну вот, АПА уехала, водило отцепили и ребята начинают вывешивать самолет для замены колес. Готово, техник поднимается по стремянке и открывает фонарь кабины, он с легким шипением поднимается.
-----Милости прошу в кабинет.
Я тщательно обстучав и почистив щеточкой на стремянке ботинки поднимаюсь  в кабину. Техник за мной.
------Я питание на самолет подавать не буду, если можно аккумуляторы не включайте. Поработайте без них.
------Хорошо не буду.
Я поерзал на кресле устраиваясь. Так, педали хорошо, по высоте хорошо....
Левую руку на РУД, правой за ручку.... Ой, ОЙ чего-то не удобно, опять покрутился, не хорошо, не моя это кабина. Самолет агрессивно не принимает, прямо гонит,-
-----Пошел прочь, мальчишка.
Опускаю голову, прикрываю глаза, вслушиваюсь, пытаюсь почувствовать...
Что не так?  Да все не так, - Носа нет, ощущение, что пятки на бетоне, после Миг-23. Левый локоть по пульту тормозного парашюта елозит, не порядок, ТАС слева висит, обзор закрывает, да грозит по носу двинуть. Ох, чужой кабинет.... Тубус ТПК непривычно велик, ну не удобно и все, гонит меня самолет....
Сидел, сидел, полез наружу, спустился, отошел в сторонку, сел на водило закурил в кулаке, не положенно на стоянке курить. Сижу, смотрю на аппарат, как я на тебе летать буду? Покурил по тихому, подумал, снова в кабину полез.
Техник под самолетом ковыряется, на меня косяка давит, усмехается, ему-то самолет родная мать, а мне даже не дальний родственник, чужой я ему вовсе.
Выбрался я опять, к носу подошел, погладил, сам не знаю почему, нежно так погладил и пошел по маршруту осмотра, шасси осмотрел, крыло, стабилизатор, сопло.
Подошел к технику, он щиток с колеса снял, воздух выпустил, надо резину снимать, а дело это трудное, пригорает сильно, одному не справиться, а механик запропастился где-то.
-----Давай помогу.
С готовностью беру кувалду.
Техник взгромоздился верхом на стойку, ногами в колесо уперся.
------Ты, тезка, по резине бей, смотри по диску не попади.
С третьего взмаха, колесо крякнуло и соскочило с диска.
------Готова, дочь попова... Спасибо товарищ командир.
Смотрю, из за укрытия механик бежит, две кружки чаю несет, технику и мне. Вытер я руки ветошью, кружку взял, пью тепловатый чай, а сам думаю, тяжело на самолете работать, то-то руки у технарей в мозолях да ссадинах, как говориться, здесь вам, не тут....
Допил чай, в кабинет снова полез, вроде поудобней стало, не гонит и то ладно, ворчит самолет, но потише вроде.
Стал я работать, надо то включить, это выключить, на это внимание обратить..... Тружусь, весь полет по секундам проигрываю, отказы моделирую, постепенно привыкаю. И самолет привыкает ко мне, даже удобно вроде стало, вот только локоть, все по парашютному пульту елозит. Надо РУД по другому, как-то взять, а не - то до греха не далеко, выскочит на разбеге тормозной парашют, во счастье будет, не отмоешься.
Ребята колеса заменили, самолет на землю поставили, а я все летаю.
----Командир, мы все сделали, вам надолго еще?
----Минут пять, братцы.
Ну вот и я прилетел. Закончил  тренажи свои, спустился из кабины.  Вроде готов к завтрашним полетам.
-----Спасибо ребята, до завтра.
Потопал я в класс, отошел шагов на двадцать, обернулся, а самолет на меня смотрит, внимательно так и уже чуточьку теплее.
Слетал я по кругу на следующий день, не плохо слетал, и самолет уже не ворчал, так, ерепенился немного, но свыкались мы, дружбу обретали, которой я горжусь по сей день. Не просто дружбу, я люблю этот самолет. Любовь, это не просто слова, это, когда делают одно дело, когда прощают небольшие грехи, когда, от общения возникает радость и конечно доверие, я доверял своей Кайре безгранично....
Ну вот, расчувствовался, мне не хватает тебя, моя птица, уже никогда мне не прикоснуться к твоим крыльям, не окунуться в синюю бездну неба, я одинок...
Я пережил свой самолет, конец их был бессмыслененн и плох. Исправные, в большинстве своем новые самолеты, разломали на металлолом. За что?
Проходя как-то мимо разгромленного авиа-музея на Ходынке, я вдруг почувствовал на себе взгляд..., обернулся, на меня смотрела моя Кайра, с разбитым фонарем кабины, исцарапанная, выгоревшая, исписанная матерными словами, она смотрела на меня, как смотрят умирающие птицы.
Я подошел к забору, вот, как мы встретились, родная. Плохо тебе ? Так стало стыдно за людей, за нашу молодежь. Что она сделала тебе, молодой придурок, когда ты взял кирпич и разбил остекление кабины, разве ты вложил в нее душу, зачем убиваешь, зачем оскорбляешь ее погаными надписями.
Не понять малолетним, что каждый из нас вложил в нее кусочек души, что она дарила нам небо, что в конце концов она защищала Вас, малолетних.
Я стоял у забора, мимо продефилировала группка подростков, один наклонился, подобрал камень и запустил в самолет, камень звонко скользнул по крылу и улетел в траву. И тут я заплакал, жгучими слезами, не в железяку ты бросил камень, а в память нашу, в сердца тех, кто летал, любил, в тех, кто жизнь отдал небу.
Тебе не понять, что камень ты бросил в себя, и стукнет этот камень пребольно тебя, лет через десять..... Не способен ты на любовь, не способен к созиданию, и штанами своими широкими, не защитишь ты ни себя, ни близких тебе людей, случись что. Когда посыплются тебе на голову бомбы, и мир с овчину покажется,
ты обратишь взгляд к небу, и будешь молить, где наши самолеты. А старая Кайра еще долго будет плакать по Вам, заблудшим....


Словарь авиационных терминов.

АПА    ----   Авиационный пусковой агрегат, электростанция на колесах, обычно на базе автомобилей Зил - 131 или Урал.
РУД     ---   Рычаг управления двигателем.
ТПК    ----   Телевизионный - прицельный комплекс.
ТАС    ----   Табло аварийных сигналов.
Кайра ----    Прицельно навигационный комплекс, установленный на Миг-27К. Автоматически название перекочевало в имя самолета и все Миг-27К стали в ВВС кайрами.

Я и самолет (Виктор Баравков) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Виктор Баравков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен