Продолжаем нашу рубрику КИНОкоШКА.
Мои личные, обывательские (а я не могу назвать себя кинокритиком, хотя мне кажется, что я что-то понимаю в кинематографе) впечатления от фильмов часто идут вразрез с общей оценкой, с оценкой критиков и/или массового зрителя. Поэтому я иногда буду подчеркивать, что это — сугубо мои впечатления, полученные здесь и сейчас и в определенном настроении. Не соглашаться с ними — это нормально. И хороший повод подисскутировать в комментариях. Потому что сейчас я буду ругать фильм
«ЕЩЕ ПО ОДНОЙ»
(DRUK, РЕЖ. ТОМАС ВИНТЕРБЕРГ, 2020). IMDb: 7.7 / Я: 6.7
Фильм, на который я, из-за своеобразного русского перевода названия, даже не обратил бы внимания, если бы его настолько не расхвалили бы. Восторгов было столько — что я решил смотреть этот совместный продукт Дании, Швеции и Нидерландов.
Фильм, чрезвычайно обласканный европейской киноакадемией (Лучший фильм 2020 года, лучший режиссер, лучший сценарист, лучшая мужская роль — куда уж дальше) и фестивалем в Сан-Себастьяне (где, помимо других призов, получил даже премию от всемирной католической организации по коммуникации). Фильм который призывает свою аудиторию подзаголовком «Философская алкодрама».
Я почти досмотрел этот фильм до конца (там, буквально, минут пятнадцать осталось) и вот что хочу сказать:
— Лирическая, временами трагическая — временами комическая, история взросления четверки сорокалетних друзей-учителей. Для оживления восприятия мира стареющим сердцем в других фильмах выбирают секс, наркотики или рокенрол, в этом выбрали алкоголь.
— Больше всего эта картина напомнила мне справедливо никому не известный советский фильм «Сто грамм для храбрости», выпущенный когда-то по заказу гостелерадио в самом начале антиалкогольной компании М. Горбачева. Настолько напомнил, что я долго думал — что же кинокритики нашли в этом тупом и прямолинейном сценарии, чтобы отметить его как лучший европейский сценарий 2020 года. Ответа не нашел.
— Зато всю дорогу просмотра фильма сравнивал его с «Афоней», «Осенним марафоном», «Полетами во сне и наяву» и думал — насколько же эти фильмы глубже и интереснее данного фильма. Ставлю фильму плюсик — учит ценить советский кинематограф, к которому мы, в большинстве своем, привыкли относиться как-то снисходительно.
— Конечно, очень хорош краса и гордость датского кинопроката актер Мадс Миккельсен. На нем, на мой взгляд, весь фильм и держится. Актер, безусловно, мирового уровня, умница и красавчик.
Критики, как я и сказал выше, облизывают фильм с ног до головы, рейтинг российской кинокритики — 100%, случай редчайший:
«Брутальная харизма картины утверждает силу человеческого духа и стремление жить, несмотря ни на что. В конце концов, даже если кажется, что жизнь кончена — всегда можно начать ещё по одной»;
«Винтерберг уже давно ушел от принципов „Догмы 95“, которых придерживался в 90-е, однако от нее в „Еще по одной“ остался простой визуальный язык и чистота кадра»;
«Винтерберг одновременно смотрит на своих героев с симпатией и снисхождением — как на милых и глубоко несчастных людей, которые тщетно пытаются вернуться в то сказочное время, когда они были вечно молодыми и вечно пьяными».
Хорошо сказала prosto_chitatel на «Альтерлите»:
«Вообще, в фильме все здоровы. Все счастливы. Жизнь у всех удалась. И тем не менее, все з""бались.
Легко понять героев, ведь и в наших с вами жизнях никто прямо сейчас не тушит горящие избы, не останавливает на скаку коней, не вызывает на бой тугарина змея. В лучшем случае, испытывает эйфорию, подбив пару виртуальных танков, в худшем считает минуты до конца офисного раб дня и прикидывает, как поэкономнее растянуть зарплату.
Это повторяется изо дня в день, пока на темечко не падает какая-то критическая капля в виде трех погодков, младенца и орущей в трубку жены: купи памперсы, туалетной бумаги, и трески! Свежей трески!
Или наоборот, никакой семьи, а тебе уже за сорокет, и крыша медленно съезжает на почве стерильности и чистоты.
Или ты просто неудачник и болван.
Вот в этот момент, на фоне всеобщего благоденствия, герой встает и отправляется в далекое, полное приключений путешествие, чтобы обрести себя и что-то изменить в своей жизни.
Таким путешествием для друзей становится алкоголь.»
Хорошо сказала Елена Остривная в фб-отделении «КИНОкоШКИ»:
«Фильм режиссера Томас Винтерберга 2020 года „Еще по одной“ — датская история о тупике „идеального мира“…
Датские ценности — это равенство, консенсус, доверие, автономия и способность сохранять баланс между семейной жизнью и работой. Здесь не приняты нравоучения и морализаторство, зато приветствуются предсказуемость и скромность.
Казалось бы, идеальный мир для идеальных людей, где победил здравый смысл.
Но такая разлинованная система приводит к чрезвычайному контролю и напряжению каждого жителя, не говоря о невозможности разнообразия для индивидуума. Психика оказывается в ловушке, из которой эмоции, время от времени, вырываются из-под контроля, впитанного с молоком датчанки.
Датчане, самый пьющий народ в Европе! И для них, часто это бегство в мир, наполненный радостной бесшабашностью.
Как писал известный и почитаемый датский философ Кьеркегор: „Страх — это головокружение свободы“, а ещё: „Что такое юность? — Сон… Что такое любовь? — Сновидение…“.
Об этом и фильм.
Все правильно. Все хорошо. Но я не досмотрел последние 15 минут (и даже знаменитый танец меня не соблазнил). Я выключил это кино и пошел смотреть „Полеты во сне и наяву“ о которых я писал недавно. Потому что он — о том же, но (на мой взгляд) — тоньше, глубже и ближе.
Возможно, что фильм хороший. Возможно, что и вам фильм понравится. А я… Нучтош, придется мне с этим жить.