Найти тему
MILITAN

Два бомбардировщика с похожими названиями, но разной судьбой. "Полярная звезда" и "Нортстар".

Оглавление

Это довольно известная фотография. На ней запечатлен экипаж B-17 Flying Fortress №42-30117 Полярная звезда, который позирует перед своим самолетом на аэродроме в Полтаве. С июня по сентябрь 1944 года американские бомбардировщики совершали серию налетов на удаленные немецкие объекты, а для дозаправки использовали три советских аэродрома на территории Украины. У нас их еще называют челночные бомбардировки.

Целью операции, которая получила название "Фрэнтик", было обнаружение контролируемых немцами районов Европы, о которых не было известно союзникам. В дальнейшем эти районы планировали подвергнуть налетам. Но, вопреки ожиданиям, после семи боевых вылетов в середине сентября 1944 года операцию свернули.

B-17 Flying Fortress №42-30117 "Полярная звезда".
B-17 Flying Fortress №42-30117 "Полярная звезда".

Бомбардировщик Полярная звезда пережил эту операцию, но, получив серьезные повреждения, в июле того же года был списан. В 1945 году его продали частной компании и утилизировали. До того, как стать Полярной звездой, самолет носил имя Superstitious Aloysius (переводить не решусь), и принимал участие в боях с 31 мая 1943 года.

Мало кто знает, но на советских аэродромах бывал ещё один бомбардировщик с похожим названием: В-17 42-107070 Northstar. К сожалению, его название не попало на фотографии, поскольку было сделано по левому борту. Его же судьба совершенно иная. К слову, это последний снимок самолета и экипажа. Сделан он 5 июня 1944 года на английском аэродроме, за два дня до рокового вылета.

Бомбардировщик Полярная звезда был сделан на заводе Боинг, а Нортстар на мощностях компании Дуглас.
Бомбардировщик Полярная звезда был сделан на заводе Боинг, а Нортстар на мощностях компании Дуглас.

7 июля 1944 года американские бомбардировщики отправились бомбить цель у городка Мерзебург к юго-западу от Лейпцига.

Интересный факт. Летели американцы по устаревшей карте 1928 года. На которой не показаны: голландский польдер Вирингермер (он появился в 1930 году) дамба Афслуйтдайк (её закончили в 1932 году) и Северо-Восточный польдер (появился в 1939 году). По привычке в качестве ориентира использовали Южную дамбу Северо-Восточного Польдера, поскольку она проходит под углом 90° от Грейт-Ярмутом к Берлину.

Старая карта, по которой американцы летали бомбить объекты на территории Голландии.
Старая карта, по которой американцы летали бомбить объекты на территории Голландии.

Во время выхода на высоту бомбардировки в 8 часов утра два бомбардировщика B-17 № 97983 лейтенанта Крибба и № 107070 лейтенанта Грегора столкнулись в воздухе. Место столкновения отмечено красной точкой на карте. Пожар на борту Нордстар начался с левого крыла и стремительно распространялся. На высоте 3000 метров оторвались двигатели. Свидетели сообщали о 10 парашютах с двух самолетов. Некоторые из них горели. Обломки "Полярной звезды" упали на окраине голландского города Хорн на дом №6 по улице Вестерзингель.

Обломки В-17 42-107070 Northstar.
Обломки В-17 42-107070 Northstar.
Обломки В-17 42-107070 Northstar.
Обломки В-17 42-107070 Northstar.

Предполагается, что парашюты восьми членов экипажа сгорели в воздухе. Их тела найдут в разных частях города. Их парашютные ранцы не имели даже строп. Свидетели сообщали, что хвостовой стрелок (сержант Гарри Ф. Шерман) выбрался через люк, но после раскрытия парашюта запутался в стропах. Он до последнего пытался освободиться, но безуспешно. Только двум членам экипажа удалось выжить. Второму пилоту лейтенант Джеймсу Р. Уикеру и наводчику сержанту Клайду О. Мэтлоку. Оба попали в плен.

Что касается второй Крепости B-17 42-97983, то пять членов её экипажа погибли, трое попали в плен, один пропал без вести. А вот с сержантом Артуром Ф. Брауном произошла история, которая вполне может потянуть на киноленту. Но об этом в следующей статье.

В-17 лейтенанта Лари Ф. Крибба разбился у деревни Керн на капустных полях. Стоит отметить, что бомбы обоих самолетов не были активированы и после падения все еще оставались в грудах искореженного металла. Эти фотографии были сделаны через несколько дней после того, как немцы вывезли все представляющее для них интерес. Через неделю после этого были вывезены и все обломки.

Обломки B-17 42-97983.
Обломки B-17 42-97983.
Обломки B-17 42-97983.
Обломки B-17 42-97983.

На этом все, друзья. В конце хочу сказать, что у нас на канале есть статья, в которой я рассказывал о самолетах союзников с русскими названиями. Ссылка по традиции ниже.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
MILITAN

Друзья, Ваши лайки и комментарии (любые, даже простое - 😉) очень помогают в развитии канала.
Напоминаю, что у нас есть телеграмм-канал.

Ⓜ️ILITAN

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Для желающих помочь каналу рублем:
Тинькофф 5536 9138 9630 2045
СБЕР 4276 4800 1921 3399