Рассказываем о соледобыче в Уне
Яков зайцев
Фото автора
Наша северная земля плодородная, исторически богата природными ресурсами, и одним из древнейших промыслов на берегах Белого моря являлась соледобыча. Наш район всегда был богат солью, в одно время наши земляки перестали заниматься этим ремеслом. Сейчас же нашелся энтузиаст, желающий возродить соляной промысел для привлечения туристов и производства соли малыми партиями. Так были найдены старинные соляные источники и скважины в деревне Уне, и об этом мы расскажем чуть подробнее.
Ученые не могут точно определить, когда стали добывать соль на Севере. Они предполагают, что Белое море и соляные ключи могли стать источником соляного промысла еще для северного населения эпохи неолита. Естественные «солнечные солеварни» высушивали морскую воду на береговых камнях Белого моря, образуя соляной налет. До появления железа и способа выпаривания соляной раствор могли вымораживать. При низкой температуре насыщенный солью раствор оседал, а более пресная вода на поверхности покрывалась коркой льда. Снимая лед и повторяя так несколько раз, можно высокую концентрацию раствора путем сушки преобразовать в соль.
В деревне Уне соль выпаривали из соляных источников. Известно, что для варки соли требовалось все большее количество дров, все больше лошадей и подвод для их доставки. В какой-то момент окрестности Уны выглядели как пустыня – только пеньки и срубленные ветви. Соль из Уны грузили на суда и везли к устью реки Онеги, потом вверх по течению, с перегрузкой на порогах в Подпорожье и Турчасово – в Каргополь.
При Петре Первом варка соли была монополизирована, государство стало регулировать цены на соль, и промысел стал постепенно умирать.
И единственным заработком в нынешнее время, кроме бюджетных зарплат, для жителей Уны является добыча наваги в Унской губе Белого моря в бригадах рыболовецкого колхоза имени М. И. Калинина.
Сейчас же нашелся предприниматель из Архангельска Александр Попов, решивший возродить древнее ремесло, он смог открыть свою солеварню в деревне Уне. Соль там добывается старинным способом. Александр нашел один из колодцев, где наши предки брали соляной раствор, построил солеварню и стал варить белое золото Севера. Свои технологии он в секрете не держит и с охотой делится ими с туристами. А те в свою очередь поражаются такому производству и отмечают, что соль в Уне уникальная, кристаллы крупные и вкусные, на вид соль похожа на рыхлый снег.
– Два года назад решили воссоздать этот промысел, сейчас уже все более современное, но принцип варки соли остается прежним, – поделился солевар.
– Главный метод добычи соли – выпаривание.
Принцип такой: в цистерну заливается добытый рассол, где стоят фильтры, так соль упаривается двое суток исключительно на дровах. Получается концентрат, и сам жар постепенно делают меньше, чтобы раствор начал томиться. При концентрации рассола вода испаряется, соль упаривается. Главное на последнем этапе – контролировать пар, чтобы соль не вскипела, если это произойдет, то она испортится. Потом ее можно собирать и высушить, влажной соль не должна быть. Для этого в солеварне есть отдельная сушильня, где стоит высокая температура, как в бане. Это старинный способ варки соли.
– Мало того что соль надо собрать, ее еще нужно правильно хранить. Эта соль не любит влаги и сторонних запахов, – рассказал Александр Попов. – И наши предки хранили соль в холсте или в туесах из бересты.
Идея создания такого бизнеса пришла на ум энтузиасту случайно. Александр слышал про целебные свойства соли, о том, что в древности к ней относились сакрально, ею мылись, чистили зубы и она очень полезна для организма. Как оказалось, у нас в настоящее время такое производство не было распространено, так и родилась идея попробовать найти соляные источники наших предков и открыть свою солеварню.
– Мне этим очень нравится заниматься, я нахожу в этом интерес, – поделился предприниматель. – У нас очень много соли заказывают в рестораны, есть и постоянные покупатели. Сама по себе такая соль недешевая, ее добыча – непростой процесс. Производство и сбор «урожая» соли, как мы его называем, не менялся тысячи лет. Мы не добываем соль в шахтах, а собираем ее живой, после естественного выпаривания.