Смертный приговор Иисусу Христу вынес совет иудейских старейшин, Синедрион. Его обвинили в том, что он претендует на царскую власть. Но вердикт не мог быть приведен в исполнение без санкции римского прокуратора Понтия Пилата. Когда Христа вывели на Лифостротон, площадь перед домом прокуратора, Богородица стояла в толпе и слышала как люди кричали: "Распни его! Распни!"
После неправедного суда римские солдаты облачили Иисуса в шутовской царский наряд: надели красный плащ, символ власти и высокого положения, водрузили на голову терновый венок в качестве диадемы, дали в руку палку - скипетр.
Трудно описать причину, по которой римские солдаты глумились над Христом. Историки долго не могли найти этому логического объяснения, пока в конце 19 столетия археологи не раскопали резиденцию прокуратора Иудеи Преторию вместе с тюрьмой и каменным помостом, на котором Пилат осудил Христа. На каменных плитах Лифостротона сохранились рисунки - корона, меч и греческая буква "в", начальная то слова "василевс", то есть "царь". "Василевс" была излюбленной игрой римских солдат, ее правила просты и жестоки. Воины бросали кости и тот, чья кость попадала на плитку с буквой "в", становился царем и этот жребий стоил ему жизни. Остальные участники игры должны были в течение трех дней представить "царю" все удовольствия мира - пища, вино, женщины... На третий день его убивали.
После оглашения смертного приговора начинается крестный путь Спасителя на Голгофу. Согласно христианской традиции, этот путь пролегал по дороге, которая сейчас называется Виа Долороза. Всего на ней 14 остановок. Встреча Матери с Иисусом - четвертая. Здесь Богородица, которая шла вместе с другими женщинами за Христом, попыталась обнять Сына, но ее жестоко оттолкнули стражники.
На Голгофе Богородица стояла возле Креста, она неотлучно присутствовала при казни Сына. Священное Писание ничего не говорит нам о душевных муках Марии, но ее бесконечное горе и боль поймет любая мать во все времена.
Умирающий Иисус поручил свою Мать заботам Иоанна Богослова, любимого ученика, единственного из апостолов, который осмелился быть с ним рядом в смертный час.
В Великую Страстную пятницу, когда церковь вспоминает смерть Сына Божьего на Кресте, в храмах звучит канон на Плач Богородицы. Его написал в конце 10 века преподобный Симеон Логофет, византийский летописец и монах. Это единственная служба в году, когда мы не просим Богородицу о помощи, а сами присоединяемся к ее мольбам и страданию.
"Видя тебя ныне, возлюбленное дорогое Чадо Мое, висящим на Кресте, горько уязвляюсь в сердце Моем. Вымолви, вымолви, Благий Мой, слово рабе Твоей, Сын и Творец Мой. Волею терпишь Ты на древе смерть лютую... Ныне лишилась Я надежды, веселия Моего и радости, лишилась Сына Моего и Господа. Увы Мне! Увы Мне! Болит Мое сердце!"
Так, стоя у Креста с любимым учеником любимейшего Сына, Дева взывала к распятому. Но даже в те страшные черные минуты Богородица верила - смерть не отнимет у нее Сына. Скоро все увидят его вновь.
***
...Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: “Почто Меня оставил!”
А Матери: “О, не рыдай Мене…”
Магдалина билась и рыдала.
Ученик любимый каменел.
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Анна Ахматова (1889-1966)
Продолжение следует.
*** *** ***