Бывало ли у вас такое: смотришь кино и понимаешь, что песня из него идёт вразрез с сюжетом или атмосферой? У меня - да. Вот несколько песен, которые, на мой взгляд, диссонируют со "своими" фильмами.
"My Heart Will Go On" ("Титаник")
Великолепнейшая вещь из не менее великолепного фильма, но я совершенно не вижу их "вместе". Текст у песни достаточно общий: лирическая героиня тоскует по любимому, которого нет рядом. Никакого намёка на катастрофу в тексте нет. Да и нежная мелодия, которая начинается со звуков моей обожаемой валторны, плохо монтируется с драматичным сюжетом.
"Последняя поэма" ("Вам и не снилось")
Ещё одна отличная песня, которая никак не связана с фильмом, в котором появляется. По настроению, по музыке, по тексту она совершенно не соответствует истории про подростковую любовь. Лирический герой - пожилой человек, в словах которого чувствуются усталость и житейская грусть. А знаменитое "я уплываю и ветер несёт меня с края на край" - это аллюзия на погребальные обряды индийцев, которые сжигали покойников и выбрасывали пепел в реку Ганг. Песня влюблённого подростка, который страдает от невозможности быть рядом с любимой - это что-то типа "Прощальной" из "Не покидай". Вот там и по музыке, и по тексту заметно, что это слова юноши, а не старика.
"У природы нет плохой погоды" ("Служебный роман")
Здесь обратная ситуация: песню будто поёт глубокая старуха. При этом героям фильма всего-то лет 35-40. В наше время в этом возрасте многие только задумываются про создание семьи, идут получать новое образование и/или устраиваются на работу, о которой мечтали с юности. Я понимаю, что в 1970-е годы люди старели раньше. Но не настолько же, чтобы в 35 лет (столько Калугиной по сюжету) петь вот эту тоскливую тягомотину:
Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать.
Текст, кстати, сам Рязанов писал. По его фильмам видно, что у него такое мировоззрение и было: мрачно-заунывное.
"Рассвет-чародей" ("Охотник за браконьерами")
Чудесная песня, лучшая из всех песен Шаинского. Здесь прекрасно все: и мелодия, и текст, и вокал. Песня не так чтобы сильно противоречит фильму, в котором она звучит, но она очень лирическая. А вот история про мальчика, который задержал рыбаков-браконьеров, напряжённо-динамичная.
"Ты где, июль?" ("Зелёный фургон")
Эта песня звучит в финале фильма и даёт очень интересный эффект. На первый взгляд кажется, что она слегка диссонирует с его детективным сюжетом. И с атмосферой тоже. В песне нет одесского колорита, нет того драйва, который был в фильме, она устало-философская. Но она хорошо подходит именно к финалу. А он в "Зелёном фургоне" далеко не безоблачный. Да, бандит Червень мёртв, но погиб и верный Шестаков, а Грищенко оказался трусом, предавшим в решительный момент. После такой развязки радостная песенка была бы не в тему.