Ленту иранского режиссёра Мани Хагиги начнут показывать в самарских кинотеатрах на этой неделе. Трагическую историю в жанре нуарного триллера, развернувшуюся под тегеранским ливнем, смотрел и анализировал кинокритик «Царьград. Самара». Рассказываем впечатления и где можно будет посмотреть новинку.
Фарзане работает в автошколе и, стоя в вечерней пробке, пререкается с ученицей, которой никак не даётся вождение. Внезапно около остановившегося рядом автобуса она замечает своего мужа Джалала, который в это время должен быть на работе в другом городе. Проследив за ним, Фарзане видит, как тот заходит в незнакомый ей дом. Позже она заметит в окне квартиры ещё и неизвестную женщину, которая общается с её мужем так, будто они давно знакомы.
Поначалу фильм обманывает зрителя, притворяясь бытовой драмой об измене, но довольно быстро перед нами разворачивается фантастическая история. Выясняется, что на самом деле Фарзане видела вовсе не Джалала, а его двойника Мохсена. Жена же Мохсена оказывается копией Фарзане. В то время как у Биты и Мохсена уже есть сын-школьник, Джалал и Фарзане только ждут своего ребёнка.
Так судьбы этих двух пар начинают переплетаться. Совершая поступки, герои прибегают к лжи и недомолвкам, что, разумеется, приведёт к драматическим последствиям.
Рассказывая эту историю, режиссёр Мани Хагиги обращается к теме двойничества, широко распространённой в искусстве от архаики до наших дней. «Вычитание» – достаточно камерный фильм с относительно небольшим количеством героев, поэтому образы двойников-доппельгангеров занимают большую часть экранного времени. Перед нами в некотором роде головоломка, в которой режиссёр поначалу где-то скрывает, а где-то лишь слегка приоткрывает тёмную сущность некоторых героев, аккуратно и умело подводя зрителей к драматической развязке.
В метафорическом смысле доппельгангер – тёмная сторона личности, нередко поглощающая главного героя истории. А в сюжетном смысле это двойник, который стремится занять его место. По мере развития истории о двойниках, Хагиги раскрывает тему «лишнего человека» и несовпадения внешнего и сущего, смешивая эти мотивы с социальными темами. Так, режиссёр сурово проходится по образу самоуверенного мачо, предпочитающего грубую силу, и обнажает слабость подобного подхода. За внешней оболочкой прячется неуверенный в себе мужчина, который внезапно начинает чувствовать себя лишним в этой жизни. Данному типажу режиссёр противопоставляет образ мягкого, но решительного мужчины, способного, несмотря на не слишком грозный вид, действительно разбираться с проблемами.
Но в каком-то смысле фильм Хагиги рассказывает об извечном противостоянии добра и зла, акцентируя внимание на том, что даже максимально похожие друг на друга люди на деле оказываются принципиально разными. И даже идеально замаскированное зло в лице доппельгангера непременно опознают.
«Она не твой двойник и не твой клон. У вас разные даты рождения, разные группы крови», – говорит Фарзане её врач. Любителям доскональных объяснений фантастического «Вычитание» не даст никаких ответов. Это не головоломка в стиле «Донни Дарко», где зритель в ходе просмотра фильма составляет объяснение происходящему. Хагиги придаёт событиям мистическую атмосферу, даже несмотря на то, что Фарзане пытается найти хоть какой-то логический ответ. Тщетно, здешнюю историю нужно воспринимать именно в волшебном, мистическом ключе, несмотря на то, что нам показывают в общем-то бытовую историю с фантастическим элементом в лице двойников.
Зрителю могут быть потенциально интересны элементы иранской культуры; местный колорит, который волей-неволей Хагиги воспроизводит в своём фильме. Любители подобного останутся вполне довольны. Помимо хиджабов и надписей на фарси, в «Вычитании» показывается иранское общество, где избиение старших наказывается довольно сурово, а обидчику предстоит иметь дело с оскорблёнными родственниками.
При этом фильм, на наш взгляд, лишён феминистической темы, несмотря на довольно важную роль, которую в кинокартине играют Фарзане и Бита. Здесь социальные вопросы, несмотря на своё присутствие, всё же уступают место мистической атмосфере и философским темам, поэтому любителей социального кино лента вряд ли серьёзно зацепит.
Но даже если зритель не погружён в культурологические вопросы и ничего не знает ни о каких двойниках и доппельгангерах, являющихся ключиком к художественному анализу фильма, не случится ровным счётом ничего страшного. Перед нами прекрасно написанная драма с захватывающим и необычным для европейского зрителя сюжетом, на который накладываются узнаваемые образы. Так, дождь, заливающий Тегеран, пусть и является абсолютно избитым приёмом, обрамляющим трагическую или тяжёлую историю, хорошо соответствует общей мистической и нуарной направленности фильма и прекрасно передаёт зрителю нужную атмосферу таинственности. Откуда тут такое количество осадков, нам тоже не объяснят, лишь сошлются на некое таяние Северного Полюса. «Ну и чушь», – отмахнётся от этого объяснения Фарзане, как бы подчёркивая, что не стоит требовать от происходящего какого-то научного объяснения. К тому же режиссёр заигрывает со зрителем, задавая вопрос, а не является ли увиденное героиней лишь плодом её больного воображения, но, по счастью, фильм не уходит в подобную трактовку событий.
Итого перед нами мистическая драма о семейной паре, обнаруживающей своих двойников. Её продолжительность составляет чуть меньше двух часов. Перед походом стоит учесть, что фильм не предназначен для просмотра зрителям меньше 18 лет, а также показывается на языке оригинала с русскими субтитрами.
Трейлер фильма "Вычитание" (2023)
Где смотреть фильм "Вычитание"
Показ фильма "Вычитание" начнется в кинотеатре «Художественный» с 7 сентября 2023 года