Запад оказался разочарован итогами встречи Путина и Эрдогана.
Всего пару месяцев назад, когда Эрдоган публично сделал ряд антироссийских шагов и резких высказываний, провёл тёплую встречу один на один с президентом Байденом, Европа и Соединенные Штаты не особо уверенно, но всё-таки ожидали, что Эрдоган надавит на Путина и решит проблему зернового коридора.
Когда же в Сочи президент Турции стал подчёркнуто тепло называть Путина «своим другом», ведущие европейские и американские СМИ, а так же турецкие, постарались сделать вид, что ничего особенного не произошло.
Одним из немногих крупных изданий, которое объективно оценило реакцию Запада на то, что Эрдоган вновь «качнулся» в сторону России, стала газета The New York Times.
«Предположения о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган может отойти от своих дружеских связей с Кремлём, похоже, испарились [у Запада] в понедельник», – написали в статье, посвящённой сочинской встрече, журналисты Бен Хаббард и Пол Зонне.
По их словам, Эрдоган занял неправильную позицию, пытаясь угодить и Путину, и союзникам по НАТО.
«Его отказ избегать г-на Путина разочаровал союзников по НАТО и заставил многих политиков задаться вопросом, на чьей стороне он находится», – пишет The New York Times.
Очевидно, что Запад надеялся на то, что Россия, переживая тяжёлые времена и сильно «увязнув в болоте конфликта», смягчит свою позицию по зерновой сделке, но этого, как мы уже знаем, не произошло.
В общем, по итогам визита в Россию Эрдогану нужно быть готовым выслушать немало претензий от своих союзников, причём уже через несколько дней.
Эрдоган примет участие в саммите лидеров G20 в Индии 9-10 сентября. Затем он отправится в Соединенные Штаты на Генеральную Ассамблею ООН, которая пройдёт 17-21 сентября. Российскую делегацию возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров.
Что касается зерновой сделки, которую анонсировали и в Турции, и в Европе, как главную тему переговоров Путина и Эрдогана, то, судя по её результатам, она оказалась не на первом месте в повестке дня, несмотря на то, что таковой её представляли публике.
Эрдоган не привёз в Сочи ни одного позитивного изменения, ни по одному из пунктов в соглашении, которые касаются интересов России, поэтому на самом деле ожидать реанимации сделки было наивно.
Эрдоган не получил никаких новых гарантий для нас, ни в ООН, ни от НАТО, поэтому когда Путин на совместной пресс-конференции в сотый раз заявил о том, что запустит сделку «сразу же, как только будут полностью выполнены все зафиксированные в ней договоренности», у президента Турции был откровенно соглашательский вид, хотя он ничего не получил на этом направлении.
Когда в прошлой статье мы говорили, что Эрдоган уедет из России ни с чем, мы имели в виду только пресловутую зерновую сделку.
Зато в результате переговоров Эрдоган получил выгодное сотрудничество в энергетике. Он сообщил, что обсудил с Путиным строительство второй АЭС в Синопе.
Путин же рассказал, что «Газпром» передал турецкой газовой компании Botas «дорожную карту» проекта газового хаба в Турции для перенаправления экспорта российского газа, который ранее поставлялся через «Северный поток» отметив, что Россия «была и будет» надежным поставщиком газа.
Эта идея нравится Эрдогану как способ улучшить слабую позицию Турции на мировых энергетических рынках, но и для России она интересна, поскольку позволит продавать свой газ странам, которые стесняются покупать его напрямую.
Правда, вряд ли ЕС одобрит новые российские газопроводы или решится увеличить поставки нашего газа в Европу, но если рассматривать создание газового хаба в Турции на перспективу, то это однозначно выгодный для России проект.
Кроме того, в СМИ мало был освещён факт того, что в состав делегаций обеих стран вошли руководители центральных банков, которые провели переговоры о расширении торговли в их национальных валютах, что выгодно Эрдогану при рекордном обесценивании турецкой лиры на 60% всего за год.
Кроме того, на мероприятиях в Сочи присутствовал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, то есть, вполне вероятно, обсуждались и военные вопросы, а так же вопросы взаимодействия России и Турции в Сирии.
Так что Эрдогану, несмотря на то, что его миссия со сделкой предсказуемо провалилась, было о чём поговорить с Путиным и без неё, о которой, сложилось такое впечатление, в этот раз слишком много говорили на пресс-конференции из-за того, что она сильно была раскручена в инфополе.
Наверняка и Путин остался доволен встречей, ведь за такое количество преференций, которые получил Эрдоган, он должен будет действовать более активно в роли посредника с ООН и НАТО, чтобы всё-таки организовать вывоз российского зерна за рубеж.
Время для решения проблемы ещё есть, и наверняка после саммита G20 и Генассамблеи ООН можно ожидать прогресса либо по «старой» сделке, либо заключения «новой» черноморской инициативы, где требования Россия будут удовлетворены целиком и полностью с предоставлением железных гарантий.
Западу-то особо деваться некуда. Вот, например, канцлер Австрии Карл Нехаммер с прискорбием сообщил, что закупать у России газ «неприятно с моральной точки зрения», но пока ему этого никак нельзя избежать. Так же будет и с «зерновой сделкой».
Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал, это важно для поддержки работы нашего проекта, и конечно, заходите на сайт ROSGOD.RU