Найти тему
АиФ–Иркутск

Четвероногие бойцы. Мы узнали, зачем из Иркутска в зону отправляют собак спецназначения

   Собака-сапёр на службе.
Собака-сапёр на службе.

Заминированные дороги около посёлков и укрепленных блиндажей, разрушенные дома, в подвалах которых могут быть «сюрпризы». Служебные псы спасают жизни военных на СВО, рискуя своими жизнями. На днях больше десятка собак спецназначения отправляется из Иркутска в зону СВО. Подробнее - в материале aif.ru

Собаки спасают жизни

«В ближайшее время группа кинологов К 9 отправляется в командировку со специально подготовленными минно-розыскными собаками, - рассказал АиФ-Иркутск руководитель питомника, опытный кинолог Вячеслав Славин. – Группа большая, в ней лаборадоры, немецкие овчарки и даже малинуа. Это всё породистые псы, идеально подходящие для работ по разминированию. С кем-то из них не справились хозяева – такие животные требуют хорошей дрессуры. Но многих из своих питомцев владельцы передали добровольно – когда мы разместили в соцсетях просьбу об этом».

Вячеслав Славин рассказывает, что сам удивился, когда увидел, что иркутяне приводят в питомник молодых немецких овчарок. И даже не просят взамен денег.

«Тут надо учесть, что далеко не всякий пёс подойдёт для разминирования, - говорит он. – «Пожилые» собаки, как и щенки, на это не годятся. Нужны спокойные породы. А расстаться с годовалым лабрадором, к которому ты уже привязан, не каждый способен. Вся «команда» прошла тщательную подготовку и её уже ждут в частях, откуда поступали заказы. Конечно, прежде всего от саперов».

Как работают служебные собаки в зоне спецоперации, недавно подробно рассказали в Минобороны. Кинолог минно-розыскного подразделения с позывным «Японец» вместе со своим Лемом выполняет задачи в зоне проведения специальной военной операции.

«Заявки на обнаружение взрывоопасных предметов саперам поступают постоянно – как в черте городской застройки, так и за ее пределами. И в этой работе собака может принести гораздо больше пользы, чем современная техника», - рассказал он.

За год с небольшим они вдвоем с Лемом обезвредили более 30 мин. Животные способны разыскивать замаскированную взрывчатку и боеприпасы в грунте на глубине более полуметра и на расстоянии до 100 метров. Помимо сапёрных работ, собаки оказались весьма полезны и при обнаружении дронов. Особенно это удаётся лайкам, обычная задача которых - увидеть на охоте птиц издалека. Впрочем, собак этой породы в Иркутске пока не тренируют для нужд СВО.

«У каждой породы собак есть определённый набор охотничьих навыков, который закреплён в её генотипе, - говорит Славин. – Со служебными породами работать в этом смысле легче, та же овчарка – это собака, идеально подходящая для многих задач. Но мы работаем и с беспородными – среди них тоже есть таланты. Да, готовить их сложнее и дольше по времени, но ведь и кандидатов на отбор много!»

Лабрадор Кэт вернулась из зоны боев

Историю шикарной каштановой лабрадорши Кэт прошедшей зимой обсуждал весь Иркутск. Собаку оставил на попечение соседей отправившийся на СВО хозяин.

«Заберите её себе, - в конце концов взмолились те, обратившись в К9. – Кэт требует внимания, ей нужно много бегать, она молодая. А нам некогда за ней следить!»

Так лабрадор оказалась в питомнике. Там её оценили – красавица, а не собака! Умная, уже прошедшая дрессировку. И решили, что стоит отправить Кэт «за ленточку», вслед за владельцем. Начали обучать поиску взрывчатки.

   Та самая барышня Кэт. Фото: Питомник собак «К-9» Иркутск
Та самая барышня Кэт. Фото: Питомник собак «К-9» Иркутск

«Собака оказалась способной, - говорит Вячеслав Славин. – И сразу же ей нашёлся новый владелец, доброволец из Ангарска. Он уже был на СВО, а к нам обратилась его жена – она рассказала, что он кинолог, сапёр, и очень нужен пёс».

Уже в марте для Кэт нашли провожатого и она отправилась служить к добровольцам из отряда «Барс», в район Луганска. Там она продолжила обучение, а потом приступила к розыску мин.

«Военнослужащие из штурмового добровольческого отряда "Барс 20" ласково называют свою незаменимую помощницу Барышня», - получая весточки из зоны боёв, рассказывали иркутские кинологи.

Совсем недавно Кэт вместе с добровольцем, получившим ранение, вернулись домой. Поедут ли снова? Неизвестно. И хозяину, и собаке нужна реабилитация.

Будем тренировать псов на передовой

Скоро кинологи из Иркутска с отрядом хвостатых сапёров отправятся на передовую.

   Кинологи привезли собак из Иркутска. Фото: Питомник собак «К-9» Иркутск
Кинологи привезли собак из Иркутска. Фото: Питомник собак «К-9» Иркутск

«Полетим с овчарками на самолёте, спецбортом, - говорит Вячеслав Славин. – А потом останемся в зоне боевых действий недели на две. Собак надо будет проверить в деле, приучить, чтобы не боялись взрывов. Какое-то время у них уйдёт и на то, чтобы привыкнуть к климату. Там он далеко не сибирский, хотя жары уже особой быть уже не должно. А из подразделений есть уже заявки на подготовку собак «широкого профиля», не только для сапёров».

Хорошо подготовленные собаки разного профиля способны помогать в задержаниях диверсантов, обнаруживать чужие «птички», да мало ли. Традиция применять хвостатый спецназ на передовой возникла ещё во времена Великой Отечественной войны. И с тех пор их роли не очень изменились. Собаки ищут мины, помогают выносить раненых, охранять позиции.

   День фронтовой собаке в Музее Победы. Фото: предоставлено организаторами
День фронтовой собаке в Музее Победы. Фото: предоставлено организаторами

Из истории

60 тыс. собак несли службу на фронтах Великой Отечественной: были связистами и санитарами, диверсантами и разведчиками. Они вывезли из-под обстрелов 700 тыс. раненых, доставили 3500 тонн боеприпасов и 120 тыс. боевых донесений, проложили 8 тыс. км телефонного провода, нашли 4 млн мин и фугасов, ценой своей жизни подорвали 300 танков. Во время Парада Победы в 1945 году по Красной площади в общей колонне войск шли проводники с фронтовыми собаками.