Найти тему
Вокруг ТВ

Эволюция образа Яны Трояновой в сериале «Ольга»: как менялась главная героиня от сезону к сезону

Кинокритик Антон Фомочкин анализирует, как развивался персонаж.

Авторы сериала, кажется, и не думают останавливаться. На днях появились новости о запуске полноценного спин-оффа про Чичу, одного из второстепенных героев. Как зритель примет эту многосерийную историю — покажет время. Сейчас же понятно одно: народная любовь к Яне Трояновой и не думает утихать. Разбираемся в том, почему Ольга в ее исполнении стала настолько популярной и как этот персонаж менялся на протяжении прошлых сезонов.

Под ласковым тропическим солнцем, в тени пальм нежится Ольга (Яна Троянова). Вокруг аккуратно сложены соответствующие моменту атрибуты: плетеная шляпка, обвязанная бантом, пляжные шлепанцы и поднос с яствами. Рука женщины тянется сначала к коктейлю с обязательной соломинкой, а после погружается в песок в надежде, ухватиться за это мгновение. На деле Ольга всего-навсего замечталась на рабочем месте. В салоне красоты для мастера по педикюру всегда сумрачно, а дома о море напоминают разве что фотообои. Такова повседневность не только в Чертаново, где обитают герои сериала, но и по всей России. Что в самом деле единит «Ольгу» со зрителем из любого региона страны — это погруженность в быт без явных акцентов на «столичность». Шоу стартовало практически синхронно с «Притяжением» Федора Бондарчука, воспевая чертановскую фактуру. В «Ольге», впрочем, об этом не часто напоминают с экрана и маршрут титульного персонажа от своего рабочего места до квартиры в панельном доме мог бы быть прочерчен действительно где угодно — что в Екатеринбурге, что в Воронеже.

Кадр из 4-го сезона сериала «Ольга»
Кадр из 4-го сезона сериала «Ольга»

Среда

В одной из серий третьего сезона, главная героиня оказывается в типовом торговом центре, где располагается магазин очередного непростого мужчины в ее жизни, Владимира (Гоша Куценко), носящий гордое название «Империя матрасов». Узнаваемость среды — то, благодаря чему в разговорах об этом сериале зачастую апеллируют именно к слову «народный». Гротесковая семья, которая только подкидывает Ольге проблем, это намеренное преувеличение, которое работает на жанр. Появление на экране Куценко лишний раз вынуждает проводить аналогию со «Страной Оз». Этого не стесняются и авторы сериала, не забывая то и дело акцентировать внимание на очередной цитате или отсылке. «Страна Оз» — архетипическая сказка, маскирующаяся неутешительной комедией, исполненной русской светлой грусти (за авторством Василия Сигарева). Работа сценаристов «Ольги» — отразить эти сходства с иной перспективы. Сериал оказывается временами не менее печальной, но в итоге неизменно жизнеутверждающей историей о том, что, даже если люди несчастны, вместе со своей семьей можно пройти и это, главное — вовремя приходить на помощь друг другу. Впрочем, патетика непреложных истин «Ольги» размыта зачастую абсурдистским юмором настолько, что следовать семейным ценностям на экране у героев получается вопреки всему.

Семья и мужчины

Ядром этого клана, естественно, является Ольга. Вопреки первому впечатлению, которое она производит — простой и сильной русской женщины, способной остановить на скаку коня и зайти в горящую избу, этот персонаж сезон за сезоном меняется, обманывая самого себя. Ольга верит, что «закалена» своим прошлым, что хворь разочарований способна добраться и сломить всех вокруг, но не ее, так как «хватит — настрадалась». Ее дети — сложные подростки от двух разных мужчин: взбалмошная старшая дочь и вспыльчивый сын. Отец-алкоголик с неистребимой смекалкой находит новую бутылку водки там, где, казалось бы, ничего и быть не могло. Легкомысленная сестра и вовсе то и дело становится центром самых невероятных неурядиц. Ольга держит дом в своих руках и поначалу не дает своей семье спуска, появляясь то тут, то там и решая за них проблемы. Но чем дальше зритель узнает главную героиню, тем чаще именно она становится жертвой неразрешимых ситуаций, а ее родные делают робкие шаги в сторону взаимопомощи и поддержки. Получается аляповато, временами совсем неумело, но всегда щемяще искренне. Недаром про Ольгу еще в первых сериях говорят, что у нее «большое сердце». Вновь и вновь на горизонте будет появляться тот или иной мужчина. Бывший муж Павел (Олег Васильков), Гриша (Максим Костромыкин) — решительный парень, которому с Ольгой сложно, а без нее еще сложнее, и Владимир (Куценко). Последний вслух получит характеристику «не герой этой сказки». Что лишний раз проведет грань между «Страной Оз» и «Ольгой».

Яна Троянова и Максим Костромыкин в 4-м сезоне сериала «Ольга»
Яна Троянова и Максим Костромыкин в 4-м сезоне сериала «Ольга»

Внутренние перемены

Героиня фильма Василия Сигарева Лена Шабадинова — сама простота, наивная выросшая Элли, которая встречает на своем пути в новогоднюю ночь самых разных людей, опрометчиво им доверяясь исключительно из-за своего незнания жизни. Ольга же четко убеждена, что знает все, и впуская кого-то в свои рутинные будни, делает это через себя, с большим усилием. Неудивительно, что «большое сердце» не выдерживает и к началу четвертого сезона перед зрителем оказывается глубоко уставшая женщина, которой все больше и больше становятся безразличны и работа, и внутреннее понимание того, что «правильно». Сорок шесть эпизодов понадобилось, чтобы привести Ольгу к точке слома, выгоранию, моменту, когда ей правда помогло бы даже не путешествие на море, а хотя бы путевка в санаторий. Возвращение в исходное положение? Через призму нового полученного опыта. В финале первого сезона — предложение руки и сердца, второго — разлука, третьего — снова хаос в «личном и интимном», но в обнимку с родными.

Ксения Суркова и Юра Борисов в 4-м сезоне сериала «Ольга»
Ксения Суркова и Юра Борисов в 4-м сезоне сериала «Ольга»

Отказ от «отдыха» во вселенной сериала воспринимается актом высшей преданности. Ольга уже в финале пилотного эпизода произносит, что «сдала билеты», так и не расставшись с бытовой суетой хотя бы на неделю. Она определяет свою жизнь так же, по сказке, проговаривая, что «тянет свою репку и будет тянуть». Все это причина, по которой не только сериал, но и его героиня характеризуются как «народный», ровно так же, как и актриса Яна Троянова вновь и вновь среди зрителей получает аналогичное звание «своей». Этот персонаж практически не повторяет ее прошлых творческих побед в «Волчке» или «Кококо». Наоборот, залог успеха в том, что в кадре оказывается предельно обычная женщина со своими недостатками и сложным характером. Ее изменения, личностный рост и кризис не подчиняются законам драматургии, из которых герой неминуемо выносит какой-то урок. Один из ключевых моментов в понимании Ольги — финал второго сезона. Платой за женское счастье, она считает именно пресловутые «перемены». Обещание измениться, данное Григорию, слова, которые не могут быть в ее понимании пустыми. Именно в этот момент Ольга оказывается наиболее уязвима, дав слабину, она ищет утешение в объятиях отца, словно возвращаясь в тот момент, когда она еще не «заматерела», не стала той, на чьих плечах держится дом.

Вышеозначенная работа над собой — единственное, что Ольга может противопоставить ходу времени. Старт каждого нового сезона — пополнение горницы чертановской квартиры. У Ольги появляются внуки, они делают первые шаги, настает время отдавать их в детских сад, вскоре, неминуемо первый класс. В пилоте младший сын женщины Тимофей (Мухаммед Абу Ризик) еще совсем мальчишка, в третьем сезоне произошедшая с ним метаморфоза особенно выделяется — на экране уже высокий юноша. Авторы «Ольги» на ходу адаптируют сюжетные линии, да так, что, кажется, сериал можно было бы продолжать еще годами. Но, как и любой хороший ситком, уходить нужно красиво, а самым закономерным финалом для этой героини стало бы женское счастье, только вот, как в хите 90-х в исполнении Татьяны Овисенко, милого рядом все нет.

Мухаммед Абу Ризик и Яна Троянова в 4-м сезоне сериала «Ольга»
Мухаммед Абу Ризик и Яна Троянова в 4-м сезоне сериала «Ольга»

Читайте также:

«Ольга», 4-й сезон: стоит ли смотреть продолжение уже ставшего культовым сериала ТНТ

Яна Троянова заявила о своем желании играть в кино женщин, страдающих от алкогольной зависимости