Если империи прошлого контролировали земли, то современные держат в кулаке мировую экономику, пишет обозреватель SCMP Алекс Ло. США, например, навязывают свое господство посредством валюты. Учитывая, что американский правитель переходит все границы, дедолларизация становится необходимостью, отмечает автор.
Всем — и вассалам США, и их врагам — необходимо отойти от доллара, ведь их активы в американской валюте могут быть в любой момент конфискованы Вашингтоном.
Шарль Бодлер писал: "Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует". А величайшая уловка, которую когда-либо совершали Соединенные Штаты, заключалась в том, чтобы доказать миру, что они — не империя.
Чтобы быть убедительным, нужно сначала и самому уверовать в произносимое. Это не так сложно, потому что большинству американцев нравится думать, будто их страна была и остается демократической республикой. Подобный очень удобный (само)обман олицетворяют слова, сказанные Джорджем Бушем выпускникам Вест-Пойнта в июне 2002 года — после нападения на Афганистан, но до вторжения в Ирак: "У Америки нет империи, которую нужно было бы расширять, и нет утопии, которую нужно было бы утверждать".
По его словам, у Вашингтона не было территориальных амбиций, он никогда не стремился к созданию империи и хотел только свободы для себя и других. Ну да, конечно.
Как иронично, что эти слова исходили от человека, который повелевал этим недолговечным однополярным мигом, когда Соединенные Штаты действительно доминировали над всей планетой, — а потом бездарно утратил его.
В прежние времена завоевание независимости означало борьбу за возвращение своей территории. В XXI веке обеспечить собственную автономию значит освободиться от доминирования доллара.
Древние империи контролировали земли; современные империи — мировую экономику
Империи прошлого контролировали обширные территории и ресурсы других народов. С появлением капитализма произошла трансформация мира, которая означала, что англо-американские державы, чтобы удержать свою основанную на гегемонии власть, стали контролировать глобальную экономику, причем не просто через земли. Некоторые ученые утверждают, что первыми это сделали голландцы еще в XVII веке, но в гораздо меньших масштабах.
Британская империя, конечно, держала в кулаке столько иностранных территорий, что, как говорили, над ней никогда не заходило солнце. Но ее истинное нововведение как глобальной державы состояло в том, что она обеспечила безопасность международных торговых путей, доминировала в зарубежных экономиках и убедила планету в состоятельности идеологии торговли свободной, но регулируемой из Лондона и насаждаемой британским военно-морским флотом. Таким образом, первая глобализация произошла во время Pax Britannica.
Оправдывало империализм Лондона якобы то, что все это делалось ради всеобщего процветания человечества. Между прочим, Карл Маркс, возможно, был первым, кто установил связь между британским движением по отмене мировой работорговли и подъемом свободной торговли и промышленного капитализма. В первом томе "Капитала" он утверждает, что в условиях капитализма наемные работники стали гораздо более эффективными и приносящими больше прибыли. Проще говоря, капиталисты эксплуатировали рабочих так же, как когда-то феодалы — крепостных, таковы примеры социальных отношений в различных экономических системах. Именно поэтому институциональное рабство, вышедшее из употребления как неэкономичная форма труда, в современном мире было постепенно отменено.
Несмотря на глубочайшую историческую амнезию, США начали карьеру многообещающей империи, захватывая земли других народов, — и начали с собственного континента.
Удивительно, как люди редко проводят связь между материковой частью Соединенных Штатов и их зарубежными владениями. Например, многие помнят только нападение Японии на Перл-Харбор. Но, кроме Гавайев, японцы в тот день атаковали также Гуам, Филиппины, острова Мидуэй и Уэйк — и все это, если говорить честно, имперские владения, или, как их предпочитают называть американцы, территории США. Есть и другие: Пуэрто-Рико, Американское Самоа, Виргинские и Северные Марианские острова.
Но для величайшей империи мира Соединенные Штаты физически и в самом деле обладали сравнительно небольшим количеством чужих земель. А со временем, особенно после Второй мировой войны, их число сократилось и перестало быть таким важным, как американский капитал и его беспрецедентное доминирование и контроль над мировой экономикой. Доллар превратился в основной финансовый инструмент глобального контроля, который, конечно, был подкреплен сотнями военных баз, разделенных на пять глобальных командований под руководством Пентагона. Здесь речь уже идет не о захвате вашей земли, а об интеграции вашей страны в мировую экономику, основанную на долларе, — хотите вы того или нет.
"Доллар — наша валюта, но ваша проблема"
Несмотря на весь свой огромный цинизм, примером которого является упомянутое выше печально известное изречение, Ричард Никсон или, по крайней мере, его администрация, помогавшая президенту управлять национальным хозяйством США, понимали, как мир работает по отношению к доллару с точки зрения экономики.
Именно поэтому они забили последний гвоздь в гроб классической Бреттон-Вудской системы и отвязали свою валюту от золота. Изначально, как гласит идеалистическая кейнсианская концепция послевоенной глобальной торговли и финансов, новая система должна была принести пользу всем. Вероятно, так оно и работало в период восстановления Европы после Второй мировой войны, когда Вашингтон фактически поддерживал этот механизм.
Но, в конце концов, Соединенные Штаты получили от этого непропорциональную пользу. Владея ключевой валютой, используемой в международных резервах, транзакциях и торговле, они могли больше не беспокоиться о платежном балансе, как все остальные. Но, будучи единственной валютой, привязанной к золоту, доллар не мог девальвироваться, как все другие денежные единицы, чтобы усилить свои торговые и платежные позиции. Таким образом, он превратился в большую проблему для США, но стал очень выгоден быстро развивающимся экономикам, например, Японии и Западной Германии. Особенно остро этот вопрос встал в связи с дорогостоящей войной во Вьетнаме. Освободив доллар, Никсон абсолютно серьезно намеревался сделать его проблемой остальной планеты, а не Америки.
Это стало достижением Никсона, по крайней мере, с точки зрения Вашингтона, хотя американцы его часто недооценивают.
С момента достижения пика в 40% в 1960 году доля США в глобальной экономике упала примерно до 16% сегодня — по сравнению с 18,5% Китая. Но обладать основной резервной валютой — это значит иметь свои привилегии. Одним из основных преимуществ доллара является то, что его трудно заменить из-за его доступности, ликвидности и надежности. После того, как американская денежная единица стала господствовать в торговых расчетах и мировой кредитной экспансии, она получила статус "убежища", который трудно пошатнуть.
Нефть и другие ключевые сырьевые товары по-прежнему котируются в долларах, а множество небольших экономик, таких как Гонконг, по-прежнему привязывают свои валюты к доллару, поэтому он остается таким же ценным, как и прежде. Это явление иногда называют Вторым Бреттон-Вудсом.
Использование доллара в качестве оружия
Конечно, это был постепенный исторический процесс. Доллар долгое время был сродни морковке на веревке. Теперь это еще и дубинка. До недавнего момента, несмотря на свою эгоцентричную монетарную и внешнюю стратегию, Соединенные Штаты в целом не слишком активно использовали собственную валюту на международной арене. Нейтралитет доллара, без сомнения, был сознательной политикой Вашингтона и общим консенсусом с остальным миром. Превращение американской денежной единицы в оружие — это явление совсем новое. То же самое и со SWIFT, международной межбанковской системой передачи информации и совершения платежей, которая тоже должна была оставаться нейтральной. Но в ней доминируют долларовые транзакции, поэтому США попутно скомпрометировали и SWIFT.
Неслучайно число санкций США против других государств, физических и юридических лиц выросло почти на 1000% в период с 2000 по 2021 год — доллар стал предпочтительным финансовым оружием Америки.
Несмотря на это, мало кто ожидал, что Соединенные Штаты заморозят почти половину резервов российского центрального банка на сумму 630 миллиардов долларов и практически полностью перекроют Москве доступ к SWIFT после того, как Россия начала спецоперацию на Украине.
Для врагов, друзей и всех неопределившихся это означало, что теперь их богатство, — как минимум, те активы, которые выражены в долларах, — могут быть внезапно изъяты или заморожены.
Во время волнений 2019 года и протестов против властей Гонконга и Китая некоторые задумывались о том, не перекроет ли Вашингтон доступ района к американской валюте, фактически положив конец привязке двух денежных единиц и обвалив гонконгский доллар. Большинство местных жителей считали, что США никогда не сделают ничего подобного.
Что ж, сначала Россия, теперь — кто угодно! Это больше не паранойя — это может произойти благодаря всего одной подписи президента США на указе. Это может быть сделано в качестве акта имперской власти. Но, скорее всего, этот шаг будет осуществлен во имя демократии, свободы и прав человека. Однако, как бы вы это ни называли, великий император может давать и забирать, когда захочет. Вы можете считать это справедливостью, а можете просто капризом. Но я не знаю, что это, если не проявление имперской воли.
Вот почему все — от вассалов США до американских врагов — хотят избавиться от доллара. Конечно, это чрезвычайно сложный процесс, который займет много времени. Но помните, что деколонизация потребовала десятилетий и двух мировых войн. Учитывая аморальное поведение гегемона, который все чаще игнорирует правила глобальной финансовой и торговой систем, дедолларизация — это уже не выбор. Это необходимость для всего мира.
Автор: Алекс Ло (Alex Lo)