В далеком, 1991 году я, в числе последних в истории СССР первоклашек, пошел в первый класс еще советской школы. И вот именно фильм "Взаперти", или как у нас его обозвали "Тюряга", стал одной из ассоциаций того периода.
А причем тут Сталлоне и Ленин вообще?
Если напомнить вкратце сюжет этой криминальной драмы, то герой Сильвестра Сталлоне, заключенный Фрэнк Леоне, попадает в немилость директору тюрьмы Драмгулу. Этот усатый дяденька будет весь фильм гнoбить примерного персонажа, сыгранного "слаем" и пытаться всячески расстраивать нашего героя.
Так вот, Драмгула сыграл актер Дональд Сазерленд. Вот не знаю почему, но мне его лицо напомнило образ Владимира Ильича Ленина, которого я наблюдал в первом классе еще в советских учебниках. Так что в школе меня ждал Ленин и по видаку был он. Правда, воображаемый! Хотя, они, естественно, не похожи. Вот такая детская ассоциация.
Ну это, так, лирика.
"Взаперти" был очередным американским фильмом, который провалился в штатах, но на советских и постсоветских видаках распространялся с успехом.
А ребята, то бишь создатели, даже постарались! Хотя, казалось бы, фильм состряпали на коленках. Режиссер Джон Флинн в интервью 2005 года поведал интересную историю. С его слов, "Взаперти" - это странный урок того, как снимаются фильмы.
Был Сильвестр Сталлоне, у которого была небольшая пауза в съемках, куда можно было протиснуть еще один фильм. Но не было сценария, а лишь идея о том, как парень бежит с каталажки. Поэтому на скорую руку сотворили сценарий (и то не до конца) и начали искать невеселое заведение для съемок.
Фильм снимали в настоящей американской тюрьме, "Рауэй", что в некоторой степени отразило реализм происходящего. Многие заключенные и охранники играли самих себя, чей кинотруд так же был оплачен - блюстители порядка получали по 93 доллара в день, заключенные из массовки - 26 баксов + пончики и кофе, что для ребят "за забором" было роскошью.
Каждое утро режиссер Джон Флинн просил продюсеров вручную отбирать 200 из 1900 заключенных тюрьмы для работы с 7:30 до 17:00.
Но за безопасностью нужно было следить в оба. Главных актеров тюремных массовых сцен, действующих рядом с реальными заключенными, массовкой и художниками второго плана, охраняли около тридцати костюмированных невооруженных телохранителей.
Картина стала по-настоящему мужской и актриса Дарлэнн Флюгел стала единственной женщиной в актерском составе.
Поскольку сценарий "катали" на скорую руку, съемки проходили в параллель с его написанием. Бывало так, что новые страницы со сценарием приходили каждый день. В один из дней, пока приходилось их ждать, Сталлоне вместе с режиссером просто болтали с заключенными. Кстати, Джон Флин очень хвалил "слая":
"Сталлоне умный парень и очень недооцененный актер. Если бы мне когда-нибудь понадобилась фраза получше, он бы ее придумал. Сталлоне действительно трудолюбивый. У меня с ним не было никаких проблем".
По интересному стечению обстоятельств в тюрьме, где проходили съемки, сидел боксер Чак Вепнер, бой которого с Моххамедом Али стал вдохновлением для написания сценария "Рокки" (1976). Слай поприветствовал его и сказал, что ему он обязан.
Картина "Взаперти" по инициативе Сильвестра Сталлоне стала дебютом для актера Тома Сайзмора. Звезды дружили до самой кончины Тома в 2023 году.
С детства очень запомнилась сцена игры в американский футбол, когда заключенные месили грязь. Интересно, что все это снималось без дублеров. Несмотря на то, что обошлось без травм, а ограничилось лишь ссадинами, Сильвестр Сталлоне рассказал, что ему едва не сломали ногу. Оказывается, что реальные заключенные из массовки почему-то очень хотели накостылять "слаю" и ему больше всех досталось.
В Турции фильм был выпущен под названием «Hür Kan» (что означает «Свободная кровь»), чтобы заставить зрителей думать, что это еще одна часть франшизы Сталлоне «Первая кровь». Вот хитрые!
Фильм был номинирован на три премии «Золотая малина» на 10-й ежегодной церемонии, в том числе "Худший фильм", "Худший актер" (Сильвестр Сталлоне) и "Худший актер второго плана" (Дональд Сазерленд), но не смог получить "награду" ни в одной из категорий.
В 1990 году журнал In Dublin язвительно охарактеризовал этот фильм как "109 минут мачо-нечистот".
Картина, конечно же, собрала коллекцию негативных отзывов и не окупилась в прокате, однако стала одной из запоминающихся картин Сильвестра Сталлоне. Уж ему-то точно есть что вспомнить со съемок и опыт явно бесценный.