Почему во Второй мировой воздушные асы СССР и стран антигитлеровской коалиции имели на своем боевом счету по 50–60 сбитых самолетов против побед немцев по 200–300?
Мы начали рассуждать об этом в моем предыдущем посте. Продолжим.
6. Наши асы отличались взаимопомощью и отзывчивостью и неоднократно бывало, что сбитого в совместном бою записывали, например, ведомому, который хоть и попал, но не сбил противника, а добил его ведущий, признанный ас. «У меня и так много, а тебе надо счёт пополнять!». Такие случаю тоже неоднократно описаны в мемуарах и воспоминаниях лётчиков Великой Отечественной. У немцев же, судя по мемуарам, была довольно жесткая конкуренция и «гонка за лидером», а кроме того существовал «культ героев» на которых трудились все остальные. Групповые победы часто записывались на старшего по званию или самого знаменитого пилота.
7. Безусловно влиял способ подсчёта сбитых.
У наших во второй половине войны была довольно жесткая система с обязательным подтверждением сбития противника. То есть опрос летчиков-свидетелей боя, пехоты внизу + найденный сбитый самолёт должны были «железно» подтвердить факт воздушной победы. Хотя в начале войны ошибки и завышения бывали, но тем не менее, неподтвержденные самолёты записывали в счёт довольно неохотно.
У немцев считался сам факт попаданий, «сбитие выстрелами» – в том числе сильные повреждения, дымный след, возгорание и резкое снижение или штопор самолёта противника. Однако, при этом не учитывалось, что поврежденный самолёт бывало скрывался в облаках или выравнивался у земли и незамеченный на фоне местности уходил к своим. Ряд таких «якобы сбитых» самолётов смог дотянуть до своего аэродрома и был после отремонтирован. Кроме того, для «пополнения счёта» достаточно было подтверждения попаданий коллегами-летчиками, что порождало многочисленные приписки «ты мне-я тебе».
И конечно же нельзя списывать эффект пропаганды, а так же боязнь ответственности за провалы. Завышать количество сбитых и возвеличивать своих героев – любимое занятие большинства противоборствующих сторон, точно так же как и занижение своих потерь перед начальством и противником. Документальные подтверждения и разнообразные доклады войск о количестве сбитых грешат огромным количеством ошибок. Поданные в ходе боёв рапорты могли разительно (в 2-4 раза) отличаться у всех воюющих сторон. А ближе к концу войны у немецкого командования уже не было поводов для радости, поэтому восхваление «белокурых истинных арийцев»-летчиков становилось государственным делом. Думаю, именно этим объясняется факт, что в конце войны у ведущих немецких асов счёт пополнялся на 5-11 сбитых каждый день, даже при единственном боевом вылете.
Кроме того по данным некоторых источников, наши учитывали только воздушные победы, а немцы засчитывали и самолеты, уничтоженные на аэродромах. Так ли это – вопрос, доказанный еще не до конца. Впрочем, даже без аэродромов перечисленных выше фактов более чем достаточно.
Вывод
До начала войны с СССР война для немцев была относительно легкая. За исключением битвы за Британию, у немцев было как правило серьезное превосходство - техническое, количественное, фактор внезапности нападения и т. п. Плюс немцы со своим «орднунгом» и дисциплиной более тщательно учили пилотов. К сожалению, из-за колоссальных потерь начала войны у нас в бой вынужденно бросали даже новичков после 3-месячных курсов («взлет – посадка»), они толком не умели летать, ориентироваться, стрелять… Ведь большую часть кадровых летчиков в начале войны очень быстро выбили.
Однако многие подготовленные летчики (Покрышкин, Речкалов, Ворожейкин и другие) – открыли счёт и стали признанными асами уже в начале войны. Они даже в условиях тотального превосходства противника успешно сбивали вражеские самолёты.
При этом тот же Покрышкин большую часть своих побед одержал в 1943 году (позже – всего 6, т. к. уже командовал дивизией и передавал боевой опыт, учил молодежь летать), а в 1941 году у него из 190 боевых вылетов 140 было на штурмовку наземных войск врага. Зато даже в заведомо более сложных условиях сбит он был всего дважды, а немецкий «чемпион» Хартманн – аж 14 раз.
Так что советские асы по своим боевым качествам не уступали немецким асам. А разница в таком количестве побед – в первую очередь в том, что наши воевали, особенно в начале войны, в гораздо более тяжелых условиях, чем немцы и таких легких жертв, как у немцев, попросту не было, да и тактику «наёмных убийц, киллеров» наши не применяли.