Истинный размер бизнес-империи покойного куратора ЧВК скрыт от публики. В дни июньского мятежа в СМИ просочилась информация, что будто бы при обыске в офисе Пригожина силовики нашли 600 печатей юрлиц. Однако вскоре упоминания об этом факте были словно бы зачищены в Сети. И всё же попробуем оценить масштаб владений бизнесмена в России и за рубежом, собрав информацию, которая утекла в публичное поле.
Известно, что бизнесом Евгений Пригожин начал заниматься в Питере в начале 90-х, сразу же после того, как вышел из колонии, где отсидел 10 лет за разбой. Сначала он вместе со своим отчимом Самуилом Жарким держал ларьки по торговле хотдогами. А потом друг детства по спортивной школе Борис Спектор, открывший сеть продовольственных магазинов «Контраст», взял его в компаньоны. Первый самостоятельный бизнес Евгения Пригожина был связан с ресторанами. Вот с этого направления и начнём.
Школьная еда и шоколад
Самым известным рестораном из числа владений Пригожина является «Старая таможня». Он расположен неподалёку от Стрелки Васильевского острова в самом центре Санкт-Петербурга. Считается, что именно владение этим заведением позволило Евгению Пригожину получить имидж «ресторатора» в медийной среде. Хотя на самом деле хозяйством «Старой таможни» с момента её основания в 1996 году заведовал её «генеральный менеджер» англичанин Уильям Гир. Сейчас ресторан «временно закрыт».
Для управления ресторанами в своё время была создана компания «Конкорд», ставшая впоследствии головной в бизнес-империи Евгения Пригожина. В 90-е она управляла ресторанами «Семь сорок» и «Строгановский двор», но наиболее известным стал «Русский китч». В 2016 году популярный у интуристов ресторан закрыли, а на его месте появился безликий Street Food Bar № 1. Менеджеры «Конкорда» пытались отрицать связь с новым заведением, но косвенно она прослеживалась. Впрочем, история этого спортбара мало кого интересовала до весны 2023-го, когда в его помещении был убит военкор Владлен Татарский.
Сейчас СМИ приписывают структурам Пригожина контроль над целым рядом ресторанов в Санкт-Петербурге, Москве и Сочи. В частности, ООО «Конкорд М» засветилось как владелец теплохода-ресторана River Lounge, что курсирует в столице по Москве-реке. Также есть River Lounge-2 и River Palace, если верить сообщениям в сети, косвенно связанные с ООО «Конкорд М». Каждый из этих бизнесов может быть вполне успешным, однако, понятно, главным источником доходов Пригожина было другое занятие. Структуры «Конкорда» все последние годы занимались поставками продовольствия различным государственным ведомствам. Суммарная стоимость таких контрактов только с армией могла составлять 80 млрд рублей. Другим направлением являлось школьное питание. Для этого «Конкорд» получил 3,5-миллиардный кредит госбанка на строительство трёх комбинатов по производству замороженной готовой еды. Предприятие в Ленинградской области открылось в 2011 году и проработало несколько лет. В Подмосковье пищевой завод работал до самого последнего времени. О судьбе аналогичного предприятия на Кубани толком не известно.
Также «Конкорду» удалось подмять под себя огромный рынок питания в больницах. Выходец из пригожинской компании Дмитрий Тихонов возглавил Ассоциацию предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения. В неё вошли структуры, формально не связанные с «Конкордом».
Так или иначе на продуктах зарабатывает и вдова предпринимателя Любовь Пригожина. Она владеет ООО «Музей шоколада». Это сеть мастерских в Москве и Санкт-Петербурге, которая делает кондитерские изделия на заказ – например, свадебные скульптуры. Правда, не сказать, что это суперприбыльный бизнес. Выручка за прошлый год не достигала и 10 млн рублей. Гораздо больше денег приносит другой актив – знаменитый Магазин купцов Елисеевых, что на Невском проспекте. Чистая прибыль «торговой точки» – более 70 млн рублей в год.
Строительство и недвижимость
Полученные на торговле едой деньги Евгений Пригожин вкладывал в недвижимость. Бизнесмен официально числился директором АО «Ритейл» с балансом 4,3 млрд рублей. Этой компании принадлежит бизнес-центр на Зольной улице в Санкт-Петербурге. Именно на входе в это здание до июня можно было видеть вывеску «ЧВК Вагнер – центр». В качестве владельца Пригожин засветился, судя по всему, для того, чтобы повлиять на решение властей. Дело в том, что в 2022 году Госстройнадзор не принял в эксплуатацию бизнес-центр, который оказался выше и больше заявленного в проекте. Тогда Пригожин, успевший к тому времени стать героем СВО, и вышел из тени. В итоге застройщик «устранил техническую ошибку в проектной документации» и здание получило юридическое оформление. Стоит отметить, что недвижимость в основном была записана на родственников. В числе совладельцев зданий отеля «Лахта Плаза» и комплекса апартаментов «Лахта Парк» якобы фигурировали супруга и дочь предпринимателя. А вот в числе бенефициаров управляющих ими юрлиц есть имя Павла Пригожина – так зовут сына погибшего бизнесмена. Уточним, что «Лахта Плаза», «Лахта Парк» и «Лахта парк – премиум» – это комплексы элитной недвижимости, построенные рядом с башней «Лахта Центр», где должна разместиться штаб-квартира «Газпрома». Также записанная на Павла Пригожина компания «Бета» занимается застройкой элитного ЖК «Лахтинский пассаж». Ещё один источник денег Пригожина-младшего – бизнес-центр Sinop. В нём снимают помещения структуры «Газпромнефти».
Старшей дочери Полине, судя по всему, отойдёт особняк принца Ольденбургского на Каменном острове, который задумано переоборудовать в бутик-отель. А её младшей сестре Веронике, насколько можно понять, предназначены гостиница Red Stars Hotel 4*, расположенная вблизи Мариинского театра, и отель River Palace на Васильевском острове. Однако только юрлицо Red Stars реально на неё оформлено.
Есть ещё «штаб-квартира Пригожина». Это комплекс зданий позади отеля «Трезини». Собственность там оформлена на юрлица, в учредителях которых также успели засветиться родственники погибшего.
Прожекты, тролли и Африка
Вероятно, в бизнес-империи Евгения Пригожина важную роль играло ООО «Мегалайн». Ранее оно было официально связано с «Конкорд менеджмент и консалтинг», теперь такой связи нет. Однако публичные реплики Пригожина давали понять, что за бизнес «Мегалайна» он болеет, как за свой. Один из мега-проектов компании – строительство огромного комплекса зданий на намывном острове в Финском заливе. В последнее время он застопорился из-за позиции мэрии города. Вместо этого вроде бы удалось запустить проект по созданию инновационного кластера в Горской стоимостью 236 млрд рублей.
До июня весьма ценным активом считался медиахолдинг «Патриот», попечительский совет которого возглавлял Пригожин. Он включал такие СМИ, как «Экономика сегодня», «РИА ФАН», «Невские новости» и др. Помимо СМИ в неформальную медиаимперию Пригожина входила так называемая фабрика троллей, работавшая под вывеской Агентства интернет-исследований. Структура была известна тем, что могла организовать в соцсетях поток комментариев с нужным посылом. Также отсюда росли ноги у многих телеграм-каналов. О ликвидации «Патриота» Пригожин объявил сразу после неудавшегося июньского мятежа. Однако структура сохранилась и при желании новый владелец сможет восстановить это весьма востребованное предприятие.
Самая большая интрига – активы, которые Евгений Пригожин контролировал в Африке. По некоторым данным, в Судане, как и в ЦАР, структуры Пригожина получили разрешение на добычу золота и алмазов. А в Сирии группа Вагнера охраняла месторождения нефти, получая проценты от прибыли. Однако понятно, что семья погибшего претендовать на этот «бизнес» не может. Кому он достанется? Похоже, в этом и состоит главная интрига битвы за наследство «дирижёра».
Конкретно
В разное время Евгений Пригожин был совладельцем 50 юридических лиц и руководителем 22. Однако на момент смерти он напрямую владел лишь несколькими компаниями. Среди них ООО «Конкорд Кейтеринг», ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг», а также доля в убыточной киностудии «Аурум». Также ходят слухи, что у Пригожина осталось 100 тыс. биткоинов – это около 2,6 млрд рублей. Если это так, то они достанутся наследникам. Несомненно, были и наличные деньги, часть из которых была обнаружена при обыске – там счет шёл на миллиарды. Также наследники могут претендовать на яхту St. Vitamin стоимостью 5 млн долларов. Власти США наложили на неё санкции как на имущество, связанное с Евгением Пригожиным. Последний раз 37-метровая лодка светилась в Новороссийске. В санкционном листе на имя Пригожина также числится частный самолёт, помимо разбившегося под Тверью. Кроме того, наследникам может достаться поместье в Геленджике стоимостью 100–150 млн долларов и несколько дорогих авто. Американская Wall Street Journal написала, будто бы за три дня до гибели предприниматель получил в Африке несколько ящиков с золотом. Якобы так выглядела оплата услуг от мятежников суданской провинции Дарфур. Та же газета утверждает, что последнее видеообращение Пригожина было записано в Мали.