В сентябре вступил в силу ряд изменений в налоговом законодательстве и Кодексе России об административных правонарушениях (КоАП). Что изменилось для российских водителей — в материале ИНФОРМЕРа. С сентября автомобилистам следует уделять больше внимания состоянию своей машины, так как перечень неисправностей, за которые могут оштрафовать, значительно расширится. Так, санкциям подвергнутся водители, которые используют летом зимнюю шипованную резину. По новым правилам, таким видом шин нельзя пользоваться с июня по август. Также запрещено использовать летнюю резину зимой и ездить с изношенными покрышками
Штраф за такие нарушения составит 500 рублей. Исключение — зимняя нешипованная резина липучка. На ней можно ездить круглый год, не боясь штрафов.
Также вводится запрет на использование в фарах источников света, которые не соответствуют требованиям, указанным в эксплуатационной документации. За это водителя оштрафуют на 500 рублей. Основанием для штрафа могут стать подтекание тормозной жидкости, перегибы, трещины, надрывы тормозных трубок и шлангов, неработающий стояночный тормоз, а также неисправность антиблокировочной системы тормозов. Последняя определяется инспектором по индикатору на приборной панели. Вводится запрет на установку предметов, которые могут ограничить обзор водителю, например, планшетов и габаритных видеорегистраторов. При этом зеркала заднего вида, стеклоочистители, радиоантенны и нити электрообогрева, встроенные в стекло, к таким предметам не относятся. Также инспекторы ГИБДД продолжат штрафовать водителей за тонировку. Избежать ответственности можно, если светопропускаемость лобового и передних боковых стекол не менее 70 %, а при наличии бронезащиты не менее 60 %. С 1 октября 2023 года вступает в силу обширный список изменений в КоАП, который, в частности, увеличивает до 30 тысяч рублей штраф за неявку в военкомат по требованию. Параллельно запускается инициатива, согласно которой МВД сможет запрещать вождение людям, не явившимся к военкому по повестке, внесенной в единый реестр военнообязанных. Приостанавливать действие водительских прав сможет сам военком, если военнообязанный проигнорировал требование явиться по повестке. Никакого уведомления водителя в этом случае не требуется: о запрете на вождение он должен узнать самостоятельно. Также и повестка считается врученной через семь дней после внесения в реестр или в день ее пересылки в личный кабинет Госуслуг, то есть без очного вручения. Затем у гражданина остается 20 дней на явку в военкомат, после чего возможно введение запрета на вождение и применение других мер. С 1 сентября в России заработала федеральная государственная информационная система легкового такси. Положение о ней утверждено постановлением правительства. Запуск новой системы призван сделать поездки в такси более безопасными. Федеральная государственная информационная система (ФГИС) будет реализована на единой цифровой платформе Гостех и охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси. В каждом регионе будут функционировать три региональных реестра: перевозчиков, автомобилей и служб заказа. Сведения из реестров о предоставлении, приостановлении, возобновлении или аннулировании разрешений будут в течение суток поступать в федеральную систему. Это позволит повысить эффективность госконтроля в сфере данного вида перевозок, обеспечить их прозрачность и законность, - подчеркнули в правительстве. По словам экспертов, создание ФГИС называют правильным решением, необходимым для реформы службы перевозок такси, а ее появление позволит привести региональные реестры такси к единому знаменателю и систематизировать размещенные в них данные. Еще одним плюсом новой системы называют возможность самозанятым водителям попасть в реестр такси, минуя услуги посредников.
Как считают эксперты, ФГИС не повлияет на стоимость перевозок и тарифы на услуги такси, так как финансирование осуществляется за счет госбюджета, но вот агрегаторы такси придерживаются иной точки зрения.
Дело в том, что повышение тарифов может быть вызвано сокращением числа машин такси на линии после запуска системы. А единый реестр позволит государству видеть официально зарегистрированных поставщиков услуг такси. Агрегаторы, в свою очередь, не смогут передавать заказы лицам, не состоящим в этом реестре. Сейчас значительная часть водителей выбирает такси как дополнительный источник дохода и выходят на линию на собственных автомобилях пару раз в день или только в выходные. Соответственно, они просто не смогут соблюдать все новые требования, чтобы оставаться в профессии, и уйдут из такси. Сократится количество машин на линии, увеличатся расходы водителей, остающихся в такси. Как следствие — вырастут тарифы на перевозки. Усиление ограничений на работу в такси может дать толчок к росту серого рынка: у вокзалов, в аэропортах и в туристических местах снова появятся нелегальные перевозчики, но в то же время сделает рынок более прозрачным. Тем временем, согласно данным Росстата, стоимость поездки на такси установила новый исторический рекорд и достигла 32,5 рубля в расчете на 1 км. Стоимость поездки на такси достигла максимума за последние 10 лет (2014-2023 годы), следует из данных Росстата: в июне она достигла 32,53 рубля в расчете на 1 км пути. Услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. При этом за последние 10 лет самый большой рост цен - 4,03% - произошел в первой половине 2023 года (июнь к январю). Предыдущий рекорд был в январе - июне 2022 года - 2,7%, — заявили в Росстате. Напомним, что в Госдуме предложили вмешаться в ситуацию с регулированием стоимости поездок на такси, так как самостоятельно рынок не может сформировать отвечающую потребностям граждан ценовую политику. Об этом заявил Ленте.ру заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев. Мы давно ставим вопрос о том, чтобы государство не было сторонним наблюдателем в рыночной экономике, а принимало какие-то меры по удержанию цен на приемлемом уровне. Предприниматели делают, что хотят. Поездки на такси до последнего времени были не очень дорогими, и на сегодняшний день отрасль неравномерно развивается. Из-за роста цен на топливо, горюче-смазочные материалы, на автомобили (...), в итоге идет наслоение и на тарифы для пассажиров. Мы неоднократно ставили вопрос о государственном регулировании цен и тарифов. На сегодняшний в Законе о торговле существует такое положение относительно ценообразования: если в течение месяца цена на какую-то продукцию или услугу увеличивается более, чем на 30%, то вводится государственное регулирование, - заявил Николай Арефьев. Он также отметил, что правительству РФ необходимо повлиять на факторы, косвенно влияющие на ценообразование на рынке такси. Так, депутат предложил вариант решения проблемы с дефицитом автотранспорта и высокими цена на импортные автомобили, что в конечном итоге также приводит к росту стоимости за поездку в такси.