Реплики – это слова в диалоге, которые произносит каждый из участников.
Конечно, речь пойдет не только о репликах, но и о немного о словах автора. И все же именно реплики «делают» диалог, потому важно понимать, какие бывают ошибки и как их исправлять.
I. «Шум» в диалоге
Словом «шум» часто обозначают все лишнее, что мешает, «загромождает», затягивает диалог. Что же это такое?
1️⃣ Пустые реплики
Это такие реплики, которые не несут в себе действия, а значит, они, что называется, «ни о чем». Реплик ни о чем не должно быть вообще.
К подобным относятся любого рода приветствия:
– Привет, Маша!
– Привет, Петя!
Формальный вопрос, формальный ответ:
– Как дела?
– Нормально.
Ненужная информация:
– Какая хорошая погода, да?
– Да. Небо такое голубое.
Любого рода отвлечения от целей участников диалога (если они не нужны специально), пространные размышления вслух, болтовня о том о сем, обмен сплетнями и многое другое.
Вы скажете, но ведь в жизни мы порой именно так и общаемся. Это правда. В книге тоже могут быть диалоги общения – в плохой именно их много, а конфликтных диалогов мало. В хорошей – наоборот.
Как исправить? Помнить о такте, каждую реплику превращать в действие или противодействие.
Примечание: примеры будут примитивными (только для понимания).
2️⃣ Реплика, дублированная авторскими словами
► – Я взбешён! – Петнн взгляд полыхал яростью.
► От мороза дрожали пальцы.
– Как же холодно! – сказал Петя.
► – Я пришел, Маша, – сказал Петя Маше, заходя в комнату.
Ну, вы поняли. Смысл сказанного одинаков в реплике и в авторских словах.
🔴 Первый способ исправления. Оставляем что-то одно. Если реплику, то важно не сделать ее «пустой».
🔴 Второй способ. Играем с текстом и подтекстом. Например, персонаж говорит одно, а испытывает другое.
► – Я взбешён! – во взгляде Пети сквозило ледяное спокойствие.
► – Я спокоен, – но во взгляде Пети бушевала ярость.
🔴 Третий способ. Смысл оставляем в реплике, а в словах автора передаем чувства персонажа или дополняем смысл (усиливаем, к примеру).
– Как же х-холодно! – сказал Петя. Еще немного, и он просто не сможет говорить. Губы онемели от мороза, зубы выбивали дробь.
3️⃣ Рекламно-информационная реплика
Подобная реплика – распространенная ошибка. Вы наверняка о ней знаете. Проявляется она по-разному.
► Участники рекламируют себя или что-то в диалоге:
– Я сейчас уничтожу тебя, злодей! Я силен, у меня есть волшебный меч, а главное – благородная цель!
– Да, я злодей! Но я сама Тьма, и ты не сможешь меня победить, ибо…
► Участник сообщает информацию не для собеседника (тот ее и так знает), а для читателя:
– Маша, я уничтожу злодея! – сказа Петя. – И тогда, как ты и предполагаешь, мир снова станет прежним.
– Я и не сомневалась в тебе, Петя. Ведь у тебя есть волшебный меч, который тебе дал волшебник Гендер!
Исправлять? Бесполезно. Надо все переписывать.
4️⃣ Лишние глаголы
Продолжил /продолжила
Начал / начала
Закончил /закончила
Перебил / перебила
Недоговорил / недоговорила
Добавил / добавила
Оборвал / оборвала и т.п.
Почему такие глаголы – лишние? Дело в том, что подобные действия показывают «лень» автора что-то придумывать. Он не думает над авторскими словами, не заморачивается с контекстом. Такие глаголы просты, как рифма «розы / морозы». К тому же, обозначая добавочное действие, «рассказывают», а не «показывают». Использовать их нужно только тогда, когда такой глагол – единственно возможный вариант, то есть добавочное действие становится главным.
Они отлично заменяются знаками, другими репликами, словами автора.
Сравните:
► – Ты думаешь, – начала Маша.
– Я думаю, что нас заметили, – продолжил Петя.
► – Ты думаешь, что… – Маша изо всех сил вглядывалась в темноту.
– …нас заметили, – без сомнений ответил Петя и взял девушку за руку.
II. Баланс текста и подтекста
Великое правило: люди говорят одно, думают другое, совершают третье. По-другому не бывает. И хорошо бы это отражать в диалоге.
Посмотрите, как мастерски Л.Н. Толстой показывает все три состояния в диалоге.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что-то такое особенное говорят в этих случаях», – думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно-вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, все кончено; да и я люблю ее», – подумал Пьер.
– Je vous aime! – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Диалог Пьера Безухова и Элен Курагиной («Война и мир», Л.Н. Толстой) – образец того, как сбалансировать текст и подтекст.
Никто не может сказать точно, в каких цифрах выражается баланс, зато можно понять, каким он быть не должен.
1️⃣ «Лобовая» реплика
100 % текста – 0% контекста. Участник диалога в такой реплике выражает не только то, что на языке, но и на уме. Он «в лоб» говорит о своих мыслях, чувствах, эмоциях и т.д.
Рекомендую почитать трактат Стендаля «О любви», там отличные примеры.
Реплики «в лоб» уничтожают героев за один, максимум за два диалога, потому как показывают отсутствие интеллекта, а главное, фальшивость, «плоскость», одномерность персонажа.
«Лобовая» реплика хороша только в одном случае: когда вашего героя напоили «сывороткой правды». Такой прием существует в фантастике, фэнтези, даже в реалистических детективах, к примеру.
2️⃣ «Мелодраматическая» реплика
Это такая реплика, которая стилистически вычурна, с пафосом, излишне экспрессивна, то есть фальшива. Неискренность сразу чувствуется читателем.
Предположим, уже знакомый вам Петя так бы признался Маше в любви:
– Богинеподобная моя Маша, твой образ не дает мне спать по ночам и, словно набегающие на песок волны, тревожит сердце наша размолвка. Знаешь ли ты, о лучезарная! – что моя любовь к тебе не знает границ?! Я люблю тебя, как Марс любит вечно сияющее Солнце!
Ну, балалайкой по фейсу Петя схлопотал бы точно, потому как весь этот бред можно принять только за насмешку.
А вот у Толстого «мелодраматическая» реплика – произнесенная Пьером по-французски фраза «я вас люблю» – к месту. Герой сам стыдится ее, а читатель отлично понимает – почему.
3️⃣ Несвоевременная реплика
Бывает двух видов:
► сначала говорится главное, потом второстепенное;
► недочет, когда реплика участника опережает события, слишком рано открывает тот смысл, ради которого состоялся диалог. У персонажа, что называется, язык без костей.
Вспомните объяснение Маши и Пети. Наверное, если бы Петя сразу сделал Маше предложение, протянув кольцо, а потом уже объяснял причины своего исчезновения из города, это кардинально изменило бы не только сам диалог, но и сюжет произведения. Та цель, которую поставил писатель, не была бы достигнута.
Начинающие писатели, которые часто пишут спонтанно, иногда такому повороту даже радуются: мол, события чуть ли не свыше кто-то надиктовал. Увы. Спонтанное письмо свидетельствует о неумении ставить цели, строить сюжет.
И в том, и в другом случае читателю нет смысла дочитывать диалог – все важное уже сказано.
Хорошие реплики организуют как форму, так и содержание диалога, влияют на его темпоритм, динамику в целом. Об этом поговорим далее.
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.