Для чего в России создали тепловоз на колесах

14K прочитали
Много лет по социальным сетям гуляет изображение удивительной машины, тепловоза на колесах.

Много лет по социальным сетям гуляет изображение удивительной машины, тепловоза на колесах. Как только этот странный агрегат не называют, и автодомом, и командно-штабной машиной для генералов и шуткой железнодорожников, но нигде не было толкового объяснения, что это такое и для каких целей создавалось.

(Ссылка на видео "тепловоз на колесах")

Версий было множество. Примечательность модели заключалась именно в необычном виде, что не позволяло уверенно определить ее истинное предназначение. Это вносило определенную интригу в причины появления необычного транспортного средства.

Подогревало любопытство еще и то, что на "колесном тепловозе" на каждое из 12 колес приходился асинхронный тяговый электродвигатель.

По сети ходят различные версии предназначения этой разработки.

1. Обоснование технической эффективности использования электротрансмиссии.

2. По заказу МО разрабатывался мощный тягач для установки на него нового ракетного комплекса.

3. Военным была нужна мобильная электростанция.

Ответ удалось найти в книге, посвященной юбилею 21-го Научно-исследовательского испытательного института МО, "50 лет на марше". При этом выяснилось, что составитель книги, Стариков Александр Федорович, на тот момент был научным руководителем этого проекта, поэтому в достоверности ответа сомневаться не приходится.

Много лет по социальным сетям гуляет изображение удивительной машины, тепловоза на колесах.-2

Вот строки, посвященные необычному тепловозу на колесах, из которых становится ясно что это:

======================================================
======================================================

Цитата о тепловозе на колесах из книги «50 лет на марше» расставляет точки над «i».

Эта был своеобразный действующий макет установки с электрической трансмиссией, служивший для изучения возможности применения на тяжелых полноприводных транспортных средствах высокой проходимости электротрансмиссии с различными алгоритмами системы автоматизированного управления.

Проектированием занимались специалисты 21-го Научно-исследовательского испытательного института МО совместно с МВТУ имени Баумана, а опытный образец собрал коломенский Научно-исследовательский институт подвижного состава.

Так представлялась экспериментальная машина
Так представлялась экспериментальная машина

Вполне возможно, что создание подобного, странного на первый взгляд, гибрида случилось из-за недостатка финансирования и желания форсировать работу проекта. Спроектировать и создать необходимый кузов для проведения исследований требовало денег и времени, а тут, как раз с боевого дежурства снимают ракетные комплексы железнодорожного базирования, где имелись тепловозы ДМ-62, которые по своим габаритам подходили для самоходной испытательной установки.

Судя по дошедшим до нас фотографиям, при создании "тепловоза на колесах" все же использовался локомотив М-62, отличавшийся от ДМ-62 буферными фонарями, но, не факт, так что, оставим так, как сказано в книге.

От него на экспериментальном образце осталось только верхнее строение, специальное оборудования и дизельный двигатель. Все это водрузили на шасси МАЗ-547В от ракетного комплекса «Пионер», которые, благодаря политике сначала советского, а затем российского руководства 90-х годов, оказались не у дел.

Примерно так появился "тепловоз на колесах"
Примерно так появился "тепловоз на колесах"

Вместо генератора постоянного тока, стоявшего на тепловозе, на ходовом макете установили генератор переменного тока, предназначенного для питания тяговых электромоторов, встроенных в колеса шасси, и новую электронную систему автоматического регулирования мощности и выбора углов поворота.

В 2004 году экспериментальная машина была готова. Первая попытка перегнать ее своим ходом из Коломны в Бронницы закончилась потерей четвертой пары колес и подвернувшейся под корпус третьей осью.

Много лет по социальным сетям гуляет изображение удивительной машины, тепловоза на колесах.-6

После восстановления экспериментальный образец уже не рискнули переправлять до места испытаний своих ходом.

17 июня 2004 года два мощных тягача вместе с восстановленным «тепловозом» проделали путь в 65 километров до Опытного завода № 38, где единственный в мире пневмоколесный тепловоз провел все свои последующие годы.

Его дальнейшая судьба покрыта туманом.

Известно, что на опытном заводе №38 машину перекрасили в цвет хаки и произвели ряд испытаний. Судя по дошедшим до нас сообщениям, испытания проходили сложно. Задумка управления каждым колесом была интересной, но добиться того, чтобы все работало, оказалось непросто. Кроме сложностей с управлением возникали проблемы с постоянно подтекавшим гидравлическим оборудованием. Да и ходовая часть нередко не выдерживала нагрузки и выходила из строя.

Много лет по социальным сетям гуляет изображение удивительной машины, тепловоза на колесах.-7

Что было дальше - неизвестно. По самой распространенной версии, тепловоз на колесах бросили после нескольких попыток очередного ремонта, а в 2010 году разрезали на металлолом.

Одна из последних фотографий "тепловоза на колесах"
Одна из последних фотографий "тепловоза на колесах"

В 2011 году Опытный завод Министерства обороны №38 был ликвидирован. Что стало с колесным тепловозом и сохранился ли он до наших дней, достоверных данных нет.

Какие результаты были достигнуты в ходе работы над проектом, удалось ли достичь поставленных целей и на каком этапе он завершился - неизвестно.