Статья подойдет и для родителей, и для самостоятельных одиннадцатиклассников.
1. Репетитор или онлайн-школа с индивидуальным подходом?
Точно репетитор. Ну либо самостоятельно. Но не онлайн-школа. По очень простой причине: онлайн-школа - это удобно собранная в одном месте информация, и не более того. Если вы (ваш ребенок) готовы самостоятельно всю эту информацию прочитать и отработать, можно с тем же успехом прочитать ее не в pdf онлайн-школы с ее лого, а в учебнике по химии. И отработать ее можно на специальных бесплатных ресурсах, которых море. Скоро напишу статью со ссылками на свои любимые источники и где брать практику (написала). И вебинары есть на ютубе.
2. Эксперт или не эксперт?
Давайте сразу определимся: "эксперт ЕГЭ" - это не такой специальный человек, который лучше всех готовит к ЕГЭ)) У нас нет гильдии репетиторов, где выдают категории: первокурсник - низшая, магистр - средняя, учитель - высокая, эксперт - высшая.
Эксперт ЕГЭ - это преподаватель, который прошел специальную аттестацию - доказал, что очень хорошо знает правила ЕГЭ, и официально может проверять решения этого экзамена, а точнее - его вторую часть, которая пишется от руки.
Это престижно, это хлопотно, это доказывает, что преподаватель (учитель) знает химию. Но не более того. Я ищу учеников на профи ру, и часто вижу запрос от родителей "только эксперт ЕГЭ, других просьба не писать". Почему?) У него особенные знания? У него своя авторская методика, потому что чтобы быть экспертом нужно быть гениальным педагогом? Он быстрее всех узнает об изменениях в экзамене? Он в курсе всех "секретов ЕГЭ" и поделится с учеником, а другие об этих секретах знать не будут?
Как вы понимаете, вовсе не факт. Ответ на все эти вопросы может быть "да". А может быть и "нет". А может, под все эти критерии подходит и любой другой хороший репетитор, который при этом не эксперт.
То, что человек имеет право проверить экзамен вовсе не равно тому, что он хорошо к нему подготовит. Какой вывод: да, эксперт может быть хорошим репетитором. А может и не быть. Как и любой другой репетитор) Поэтому не нужно делать "экспертность" критерием.
3. Адекватный ценовой диапазон
Вот у меня знакомая закончила химфак, и она просит 600р за час занятий. А вот у одноклассника моего брата репетитор, он берет 3000р за час. Значит ли это, что моя знакомая не ценит свое время? Или, может, она просто очень плохо преподает, и поэтому так дешево? А вот одноклассник, он же не может сдать меньше чем на 97 баллов из 100, если у него такой дорогущий репетитор. Или может это просто офигевший репетитор, и вы что, совсем сдурели такие деньги платить, это ж 4500р за полуторачасовое занятие, а их же два в неделю!
На самом деле, цена - это не показатель профессионализма преподавателя. Это показатель того, во сколько он себя оценивает. Просто для примера: я беру от 1500р за час. Я так оцениваю свой опыт работы репетитором 8 лет, и то, сколько моих учеников поступили в вузы, в которые хотели. А та моя знакомая - я была у нее на занятии ради интереса. И по моему мнению, она не хуже меня учит. Но она вот так оценила свое время.
Чтобы все же вас сориентировать: да, чем дороже репетитор, тем больше вероятность, что он хорош. То есть если вы не готовы платить репетитору больше 1000р за час, то вам придется пообщаться с десятью кандидатами. Просто всегда берите пробное занятие (оно должно быть бесплатным). А если вы готовы платить до 4000р за час, то скорее всего, вы найдете своего профессионала среди первых двух-трех кандидатов. То есть как всегда: чем больше мы платим, тем меньше времени тратим. И наоборот: если хотим подешевле, то нужно вложить время, чтобы найти подходящего учителя.
Но справедливости ради, понятие "хороший репетитор" разнится в зависимости от ваших нужд. Просто хороший репетитор, который подготовит троечника на 75 баллов - это можно искать от 1000р за час. Если у вас с нулевого нуля, или же вам нужно решать задачи, или вы поступаете и хотите, чтобы не просто "к ЕГЭ натаскали", а чтобы была такая крепкая база, которая устоит и под грузом биоорганической химии в вузе - вряд ли вы найдете такое дешево) Ну не будет человек, который потратил шесть лет своей жизни на высшее образование (а может и больше, я вот сейчас в аспирантуре учусь, и когда подойду к кандидатской - получим все 10 лет высшего) и много лет на преподавание, при этом все время ищет те самые "секреты ЕГЭ", а еще и умеет объяснять (а не только знает) - не будет он за 1000р в час продавать свои знания.
4. Мне не подошло
Мы все индивидуальны, и нам может нравиться или не нравиться человек. И самое плохое, что вы можете сделать - это остаться с репетитором, с которым не комфортно.
Во-первых, пообщайтесь перед занятием или звонком. Не так давно читала историю от коллеги, которая "затроллила мамочку" - это ее цитата. Мама спросила, есть ли у репетитора индивидуальный подход к ученику. На что репетитор начала упражняться в остроумии, имея в виду, что любой репетитор - это по умолчанию индивидуальный подход. Но как мама, я бы от такого умника-репетитора отказалась. Потому что репетитор должен без зазнайства просто ответить на вопрос, даже если он считает его глупым. А если это хороший репетитор, то он не будет считать вопросы глупыми - он будет им рад!
А вот как подросток, я бы возможно и оценила такой колючий подход, и может это был бы максимально комфортный репетитор. Мораль: пообщайтесь, задайте вопросы. Если не нравится - так и скажите "спасибо за ваше время, я пообщаюсь с другими кандидатами и возможно к вам вернусь".
Во-вторых: обязательно берите пробное занятие! Оно должно быть у любого хорошего репетитора. И смотрите, все ли вам нравится, все ли комфортно. У меня было такое, что ученик выбрал меня первую, думал еще с кем-то из репетиторов попробовать. Но на пробном занятии ему так понравилось, что он и не стал к другим на пробные приходить, сказал, давайте сразу заниматься. А было и наоборот, что я провела ну просто шикарно пробное, а выбрали не меня - тоже хорошо. Мне ничего страшного, у меня учеников всегда хватает) А ученику должно быть комфортно, и если я ему не понравилась, то будь я хоть трижды профи - лучше готовиться не со мной.
5. А может быть такое, что весь год отдавал репетитору по 3000р за час, и при этом сдал на 30 баллов из 100 и не поступил?
Может! Встречала я запросы от родителей "чтобы репетитор вкладывал знания в голову ученику" - опять же, это прямая цитата. И я бы с радостью. И знания вкладывала, и брала бы за это кучу денег, потому что знаний у меня много, и стоят они дорого. Но не получится(
Вы можете платить репетитору 10'000р за занятие, но если вы не будете заниматься сами - вы не сдадите. И заниматься сами - это не дз сделать, это тратить на один предмет часа 4 в неделю как минимум (дополнительно к занятиям у репетиторов и домашке из школы).
Что значит "тратить 4 часа" - давайте я в следующей статье, где буду источниками делиться, распишу подробно, как я призываю своих учеников готовиться, и что дает реальный результат. А то обидно 4 часа потратить, а результат не получить.
У меня в практике была ученица: мы готовились вроде как не с нуля, хотя в реальности - с нуля - знаний не было. Она, как и любой другой ЕГЭшник была замотивирована, и точнее запугана экзаменом, и хотела заниматься, учиться, и сдавать. Но дальше хотения это не шло.
У нас было два занятия в неделю по полтора часа. После каждого занятия я давала и много чего почитать (причем не все перечитать, а на выбор - где понятнее, там и читай. А можно и несколько источников почитать если непонятно). И практику тоже давала, прямо по теории, которую разобрали на занятии и которую задала ей дома читать. И вроде как дз сделано.
Но через две недели мы проходим что-то новое, и я решаю добавить в задание элементы той старой темы - вспомнить, повторить. А ученица ничего не помнит, и сделать не может. Грустно, но ладно. Говорю "доставай конспект, будем вспоминать". Конспект найти не можем. "Я правда записывала, но не могу найти".
У меня при этом какой выбор: бросать новую тему и возвращаться к старой? Или старую потом проходить, снова показывать, объяснять, восстанавливать записи? (которые, к слову, я никогда не прошу делать от руки. Всегда разрешаю сохранять в pdf или вовсе записать себе страницу учебника. Мое единственное требование - знай где подсмотреть. Конспект может быть хоть на пузе у кота, но когда ты забыл материал, я тебе назвала тему и говорю "ищи в конспекте" - ты должен легко найти эту тему и в конспекте ориентироваться. Потому что ты его сам делал или сам скринил)
Как вы думаете, при таком подходе поступила девочка? А платила она мне много.
6. А всегда ли виноват ленивый ученик?
Девочка поступила. Потому что после того, как она в очередной раз не смогла найти конспект и решить задание по пройденной теме, я решила приостановить занятие, и просто с ней поговорить: обсудить, что происходит, и почему у нас не получается учиться. Может, я непонятно объясняю? Может, нам поменять формат обучения? Может, нужно сделать четыре занятия в неделю по 40 минут, а не два по полтора часа?
Мы с ней обсудили, как она раньше училась и в том числе по другим предметам. И когда у нее получается, а когда - нет. Мы с ней поменяли подход к занятиям, и дело пошло на лад.
Да, не всегда финал такой) Чаще всего, проблема - это ленивая задница ученика, которую нужно хорошенько пнуть. Но не всегда репетитор может отличить один случай от другого. Поэтому сами следите за тем, чтобы вы ПОНИМАЛИ, чему вас учат, и укладывается ли оно в голове.
Вывод: найдите адекватного репетитора, и мониторьте собственное состояние (все ли понятно, не попросить ли репетитора пинать чаще и больнее). Если что-то не нравится - скажите. Если ничего не поменялось - поменяйте репетитора.
Кто хочет позаниматься со мной, пишите в тг @Ana_Snegilina