Найти тему

Реставрация переплета конструкции Эль Лисицкого.

Сегодня мы окунемся в переплетное искусство начала 20-го века. В первые десятилетия после революции. Время смутное. Именно тогда прекратила существование великая Российская Империя, и в декабре 1922 года появился Союз Советских Социалистических республик.

С рождением нового государства в стране появились разнохарактерные и противоречивые явления культуры — символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр.

Революция дала жизнь новым формам изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов.

Переплет 1934 год. конструкции Эль Лисицкого. После реставрации.
Переплет 1934 год. конструкции Эль Лисицкого. После реставрации.

Не обошла новизна и переплетное искусство. Сильно преуспел в эт0м деле художник-новатор Эль Лисицкий. Предложив для переплетов новые удивительные формы, иногда, на мой взгляд, очень непрактичные.

Лазарь Маркович Лисицкий ,именно так звали художника, я бы сказала, конструировал н0вое искусство. Он был и архитектором ,и дизайнером, и конструктором. Эксперименты Лисицкого несомненно повлияли на архитектуру и дизайн всего советского искусства .

А переплеты, сконструированные художником, на сегодняшний день являются предметами коллекционирования. Чего только стоит деревянный футляр-переплет для первой книги на идише с иллюстрациями Лисицкого — «Праздная беседа» (Sikhes Khulin) или «Пражская легенда Мойше Бродерзона».

«Праздная беседа» (Sikhes Khulin) или «Пражская легенда Мойше Бродерзона».
«Праздная беседа» (Sikhes Khulin) или «Пражская легенда Мойше Бродерзона».

У нас в реставрации была другая редкость конструкции Эль Лисицкого. Редкое конструктивистское издание с множеством фотографий; парадный альбом, выпущенный к пятнадцатилетней годовщине РККА.

Рабоче-крестьянская Красная армия. ИЗОГИЗ 1934 год.

Классический коленкоровый переплет был дополнен задней крышкой, которая при отгибании превращалась в книжную подставку. Так же переплет оснащен мягким клапаном и карманом.

Переплет конструкции Эль Лисицкого до реставрации в развернутом виде.
Переплет конструкции Эль Лисицкого до реставрации в развернутом виде.

Клапан обматывался вокруг переплета и заправлялся в карман. Конечно, для книги это очень сложная конструкция, она утяжеляет книгу, открывать для чтения такую книгу очень неудобно. С собой в дорогу такую книгу не возьмешь. Но конструкция интересная и сегодня такие книги представляют коллекционную ценность.

Переплет конструкции Эль Лисицкого  до реставрации
Переплет конструкции Эль Лисицкого до реставрации

Наш экземпляр пришел в руинированом состоянии с утратами издательских элементов. Потертости переплета были насквозь. Углы с заломами и утратами.

Оборотная сторона переплета конструкции Эль Лисицкого до реставрации
Оборотная сторона переплета конструкции Эль Лисицкого до реставрации
Фрагмент футляра до реставрации.
Фрагмент футляра до реставрации.

Мы подобрали из нашей коллекции аутентичный материал и восполнили утраты. Утраченная часть клапана так же была восстановлена аутентичным материалом. Издание прошло полную реставрацию в наших мастерских. Было прописано поблекшее золото .

После реставрации
После реставрации
После реставрации
После реставрации

Интересные фотографии из издания.

Коллекционный экземпляр вернулся владельцу с рекомендациями по хранению.

Если Вы любите книги так же как любим их мы — подписывайтесь на наш канал!

Реставрация проводилась в мастерских Реставрация-Р