Сегодня мы окунемся в переплетное искусство начала 20-го века. В первые десятилетия после революции. Время смутное. Именно тогда прекратила существование великая Российская Империя, и в декабре 1922 года появился Союз Советских Социалистических республик.
С рождением нового государства в стране появились разнохарактерные и противоречивые явления культуры — символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр.
Революция дала жизнь новым формам изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов.
Не обошла новизна и переплетное искусство. Сильно преуспел в эт0м деле художник-новатор Эль Лисицкий. Предложив для переплетов новые удивительные формы, иногда, на мой взгляд, очень непрактичные.
Лазарь Маркович Лисицкий ,именно так звали художника, я бы сказала, конструировал н0вое искусство. Он был и архитектором ,и дизайнером, и конструктором. Эксперименты Лисицкого несомненно повлияли на архитектуру и дизайн всего советского искусства .
А переплеты, сконструированные художником, на сегодняшний день являются предметами коллекционирования. Чего только стоит деревянный футляр-переплет для первой книги на идише с иллюстрациями Лисицкого — «Праздная беседа» (Sikhes Khulin) или «Пражская легенда Мойше Бродерзона».
У нас в реставрации была другая редкость конструкции Эль Лисицкого. Редкое конструктивистское издание с множеством фотографий; парадный альбом, выпущенный к пятнадцатилетней годовщине РККА.
Рабоче-крестьянская Красная армия. ИЗОГИЗ 1934 год.
Классический коленкоровый переплет был дополнен задней крышкой, которая при отгибании превращалась в книжную подставку. Так же переплет оснащен мягким клапаном и карманом.
Клапан обматывался вокруг переплета и заправлялся в карман. Конечно, для книги это очень сложная конструкция, она утяжеляет книгу, открывать для чтения такую книгу очень неудобно. С собой в дорогу такую книгу не возьмешь. Но конструкция интересная и сегодня такие книги представляют коллекционную ценность.
Наш экземпляр пришел в руинированом состоянии с утратами издательских элементов. Потертости переплета были насквозь. Углы с заломами и утратами.
Мы подобрали из нашей коллекции аутентичный материал и восполнили утраты. Утраченная часть клапана так же была восстановлена аутентичным материалом. Издание прошло полную реставрацию в наших мастерских. Было прописано поблекшее золото .
Интересные фотографии из издания.
Коллекционный экземпляр вернулся владельцу с рекомендациями по хранению.
Если Вы любите книги так же как любим их мы — подписывайтесь на наш канал!
Реставрация проводилась в мастерских Реставрация-Р