Если первый путь распространения древнего знания более менее хорошо известен - Шумер-Египет-Греция-Рим, то второй путь Тибет-Маньчжурия-Японские острова, наоборот, чаще рассматривается, как умозрительный и относящийся более к религиозной сфере. Однако это далеко не так.
Здесь нас интересует появление в древней Японии монахов ямабуси, которые мигрировали из Тибета под китайским давлением, неся с собой значительную часть знаний працивилизации.
Синтоизм почитал горы как священное место, где живут ками, и куда удаляются души мертвых. Чтобы зайти в подобное святое место, человек должен достаточно очиститься. Поэтому простые смертные не смели приближаться к этим местам. В качестве средств для достижения необходимой чистоты почитались даосская "магия". Всё это породило особый вид горных отшельников, называемых ямабуси. Сочетая синтоистские верования с буддийскими и даосскими практиками, они стали выполнять роль «божественных почтальонов». Если кто-то хотел обратиться к ками, он мог передать свою просьбу ямабуси, а тот поднимался в горы и зачитывал её ками. Однако власти стремились сами контролировать данную идеологическую сферу, поэтому не признавали статуса ямабуси и подвергали их гонениям.
Основателем клана Эн-но Гёдзя – «Эн Аскет» – являлся реальной исторической фигурой. Вероятно, это о нём идёт речь в историческом повествовании «Сёку Нихонги», где рассказывается о некоем проповеднике Эн-но Одзуно, который был объявлен в 699 г. вне закона за то, что «смущал сердца людей» и создавал какие-то сообщества, не контролируемые государством.
Первые ямабуси жили закрытыми общинами, были строгими аскетами, каждый сезон, т. е. четыре раза в год, уходили в горы. Отсюда и произошло их название – «горные воины». На самых вершинах гор сооружались пагоды, где помещалась статуя бодисаттвы Кокудзо. В лунные ночи перед этой статуей ямабуси совершали свои обряды. Центром подвижничества ямабуси первоначально были горы Оминэ (именно там сегодня стоит памятник великому ямабуси Эн-но Гёдзя), а с ХVII в. «горные воины» перемещаются на гору Хокусан, где их скиты стали множиться с каждым годом.
Многие вообще верили, что ямабуси вовсе не люди, а лишь воплощённые духи – тэнгу, полулюди-полувороны, славившиеся волшебным искусством боя на мечах. Рассказывали, что то ли сами ямабуси могут по своему желанию превращаться в тэнгу, то ли сами тэнгу без всякой на то воли отшельника вселяются в него. Практически на всех художественных свитках ямабуси изображались именно в виде тэнгу.
В завершение я расскажу вам о двух методах управления сознанием, которые донесли до нас тенгу хвастун и тенгу караси.
Наше сознание это маятник между двумя противоположными точками – гневом и апатией. И тенгу хвастун определяет метод управления гневом, который рассматривается как энергия, а не как разрушение, просто нужно во время сконцентрироваться на точке, находящейся на кончике носа, и вы получите вместо разрушительной бури, всю мощь тайфуна в свои руки.
Тенгу караси же, определяет философию кайдзен – метод постепенного совершенствования. Посмотрите как ворона ходит по земле – более смешного зрелища трудно придумать. Вот также неуклюже, малыми шажками нужно преодолевать апатию – не бороться с глобальной проблемой, а маленькими шагами снимать с себя висящих собак. Ибо любая глобальная проблема состоит из малых.
В целом же ямабуси, вследствие изначальной закрытости сообщества сумели сохранить некоторые артефакты и технологии, которые на материке давно уже деградировали в предметы обихода.
Поддержать автора канала на чашку кофе можно по этой ссылке