У мамы отец Герасим принимал участие в Первой мировой войне с 1914 года- по 1918 год.
Вернулся с войны, а жена из его родительского дома перешла с сыном Кириллом к соседу второй женой и проживала давно уже там.
Неводимая- побочная невенчанная жена, родившая уже дочь от мужчины, состоящего в церковном браке с другой женщиной.
Жили в доме, при едином мужике две женщины. Но у их в хате грязно всегда было. Или каждая, перед друг другом гонор ставили, или обе неумехи и ленивые были. Здесь как-то людям непонятно было, почему в их семье так происходило.
Герасим взял в жены мою бабушку Татьяну Николаевну (1897 г.р.) и привел в родительский дом. У бабушки Тани была дочь Вера от первого супруга- погиб во время войны.
Брат бабушкин - Николай с женой уговаривали, упрашивали очень уж, оставить Верочку в их семье. В их семье не было детей.
Бабушке тяжело далось это решение, расставание с дочерью, отдать на воспитание Верочку брату. Брат был зажиточным, жили при своем хозяйстве и бабушка приняла решение, посчитала, Верочке будет лучше у брата в семье. А там впереди неизвестная жизнь в родительском доме супруга.
Верочке на тот год шел третий годок. Дядя с женой баловали племянницу Верочку. Все для ее, одна радость и отдушина в их семье была Верочка.
Бабушка с мужем сначало жили в родительском доме, потом дед Герасим построил свой дом.
Мама родилась в родительском доме отца, а братья Володя и Виктор родились в новом доме. Маму мою, бабушка родила в бане- 1922 год. Пришла с работы, с поля, надорвалась на работе, почувствовала, что все, пришло время рожать. Никому, ничего не сказала, молча ушла в баню. Пришла с рожденой мамой, завернув в свою нижнюю рубаху. Всех детей рожала сама, без повитух в бане. Второй ребенок после мамы родился мертвым. Мама ещё обрадовалась, что нянчиться не надо. Дед Герасим бабушку не обижал, руки на ее не поднимал. Родители бабушку невзлюбили, не привечали с первых дней, с ее приходом в их дом. Постоянно ругали деда, что не вернул свою первую жену от соседа- мужика. Сын Кирилл ушел от матери и пришел жить к отцу. Когда дед дом построил, родители не разрешали даже им проезжать на лошади с повозкою около дома, по лицевой стороне дома. Ездили постоянно двором.
Около дома никто не имел огородов для посадки овощей. Существовало поле для всей деревни. У каждого был надел земли, где садили- выращивали овощи. Вот села семья ужинать за стол. Дед говаривал маме,
- Нинка, сбегай- ка, нащипай лучку.
В один из дней забрела к им в огород овца. Чья? Дед выяснять у соседей не стал, а зарезал молча и украткой от всех чужих глаз соседских варили и ели мясо. На то время к весне у их закончилось сено, корм для коровы. И дед ездил ночами, воровал у колхоза из стога сено. Он работал конюхом в колхозе. Пропажу обнаружили, стали выяснять, вести расследование. С испугу, с переживаний, что познают и посадят отца, они приняли решение уехать всей семьёй из деревни. Корову и всю живность отдали родителям и переехали в село Лальск. Дали им там махонькое помещение- кладовку. У деда стали более мучительно проявляться боли и чаще, в уровне желудка. Ещё живя в деревне, его беспокоили боли, изжога в желудке.
К маме дед часто обращался с просьбой, чтоб ходила в соседнюю деревню, приносила соду, пил ее и просил,
- Нинка, потопчи своими ножками. Мама топтала ему, в той области, где был желудок и ему становилось легче. Эти боли у его были от последствия войны.
И в один из дней деда Герасима не стало.
Мама ещё учась в школе, вступила в комсомол. Один раз с подругой украткой посетили церковь. Очень боялись, что кто- нибудь узнает о их посещении церкви, так отчислят из комсомола. Даже матери боялась сказать.
Несмотря на революции и войны, перемены властей в селе была постоянно действующая церковь. Благовещенская церковь 18 века- теплый храм при Воскресенском соборе- православный храм "Собор Воскресения Христова".
По окончании семи классов мама уехала учиться в
город Красноборск.
Забота о млачших блатьях целиком ложилась на плечи мамы, она была в ответе за братьев, так как она была старшая в семье среди детей. Возьмёт брата Володю на кукурешки- на заплечье, на верхнюю часть спины и на реку, рыбу удить, или в лес по грибы, и ягоды. Я ее так и представляю, как на картине художника Константина Егоровича Маковского
"Дети, бегущие от грозы", 1872 год.
Голые ножки у братца болтаются, а ручки крепко обхватили шею старшей сестры. Мама и ее братья в летнее время всегда ходили босиком. Мама сказывала,
-"Весною только начинали появляться проталинки, мы уже босиком ходили."
Один раз на реке, свои же деревенские ребятишки, забрали у мамы рыбёшку выловленную. Где ей справиться, их много, да и братик на руках. Была ответственность за то, чтобы принести домой брата целым и невредимым. Обидно, плакала, но все равно при удобном случае шла опять на реку.
В деревне выращивали лен много. На станке ткали льняные полотна для пошива одежды. Натуральный цвет льна- грязновато- серый, с блеском. Чтобы придать полотну светлый оттенок - ткань белили.
Льняные холсты выбеливали в просеяной золе. Для этого золу кипятили в печи и в получившемся щелоке выстирывали, и выдерживали холсты. Ранней весною ткань стелили под солнцем, на чистый снег- снежный наст.
Летом холсты относили на пригорок речки, смачивали холсты в воде и стелили на траве до высыхания и выбеливания на солнце.
Было специально отведенное место, где стелили холсты для отбеливания: зимой- на окраине деревни за амбарами, летом- у реки. Собиралось много молодежи для охраны каждого своего холста. Было весело, развлекались, как могли, игрались в всякие разные игры.
Когда я во время летних каникул была с бабушкой в селе Лальск, бабушка ни разу не посетила церковь, пока там находились. У бабушки на то время было десять внуков и она нас ни кого не крестила и сама крестика не носила на теле. По рассказам ее и мамы, работники церкви принесли много горя- обрекли на голод их семью. Ездили по деревням, собирали подать- продукты питания и последнее изымали. При церкви служащий сборщик податей приезжал на лошади в хмельном состоянии, "наугощавшись" в каждом доме в деревне, к концу сбора он уже был никакой.
Осталась бабушка рано круглой сиротой с малолетним братом Колей. Чтобы выжить, нанималась в люди- помощь по хозяйству, в няньки с проживанием.
Так она до замужества и находилась в людях.