Русских, как противников в бою, опасались с древних времен. Враги не могли раскусить планы и тактику, высоко оценивали бесстрашие.
О восточных славянах в бою Прокопий Кесарийский писал:
«Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком же виде идут на сражение с врагами».
Эти народы не просто носили оружие, они легко пускали его в ход,. Они не знали страха и пощады. Кроме эффекта внезапности, славяне всегда использовали некоторые специфические методы и приемы, чтобы вызвать деморализацию и напугать противника еще до того, как начнется прямая схватка.
Рукопашные схватки и штыковая атака
Штыки были заимствованием из Европы, но именно в России их использовали долго и активно. Впервые отмечается применение в 1709 году. Отличается не только особая любовь к такому оружию, но и цели использования: для обороны в Европе, для атаки — в русской армии.
О штыках, как об орудии победы, писал в «Науке побеждать» Суворов:
«Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык — молодец».
На самом деле, штык в бою никуда не денется, а боеприпасы нельзя использовать расточительно.
Традиционно, штык был трех- или четырехгранным с отверстием для фиксации на стволе. В неизменном виде они существовали примерно до середины XIX века. Разновидность такого оружия, как штык-тесак, не был у русских популярен из-за массивности.
Когда начали использовать нарезные ружья, можно было стрелять прицельно на большее расстояние. Если же происходило наступление, между вражескими сторонами дальность сокращалась, в ход снова шли штыки. Избежать атаки со штыками противнику можно было только одним способом — обращаться в бегство.
Обратная сторона медали — бегство оценивалось, как трусость везде, и европейским противниками приходилось как-то изворачиваться. Кошмарный штыковой бой вспоминали даже солдаты вермахта, как худшее, что им приходилось пережить!
В уставе пехоты Красной Армии значилось одно из главных правил: «Конечная боевая задача – разбить противника в рукопашной схватке».
Как впечатлить врага?
Победить противника можно не только в бою, используя силу. Воздействовать на психику важно, поскольку испуг врага всегда на руку. Больше штыковой атаки во времена Великой Отечественной, боялись только бойцов в тельняшках, которые в бою рвали на груди. Это не «изобретение» Красной Армии. Про бойцов с голой грудью писали еще во времена славянского заселения Балкан.
В чем смысл? А не страшно ли видеть перед собой бойца, который целеустремленно бежит на врага практически без ничего, только с оружием? Значит он не боится быть раненным в бою, не боится умереть, его невозможно деморализовать, напугать, подчинить. Он готов умереть. А в старину, когда люди верили в духов, такого неистовое поведение могло объясняться проще — бойца защищает магия. А против магии не попрешь!
Еще страшнее голой груди — улыбка, с которой на врага надвигалась армия. Тут умереть можно, а они и рады! Это демонстрация полной решимости и бесстрашия. "Психологически - это действовало гипнотически", - как вспоминал Герой Советского Союза Виктор Леонов, говоря об ударах моряков по немцам.
Тельняшка для немцев была хуже оружия потому, что в атаке уже не было времени сдаваться. Воины надвигались со штыками и несли смерть. Деваться некуда. У врага было два варианта — убить или умереть самому.
Такое часто происходило в Сталинграде, по воспоминаниям генерала Чуйкова. Советская армия бросалась со штыками, как с вилами, не давая шанса — нанизывали немца на штык и перебрасывали через себя. Такого даже мастера с особой подготовкой не выдерживали.
В последний раз
Русскому солдату свойственно не только бесстрашие в бою. Проигрывать тоже умеют красиво. Не всегда бой победный, но, понимая, что осталось несколько секунд, боец стремился забрать с собой побольше противников. Все просто: оставляешь последнюю гранату, подпускаешь врага ближе, в нужный момент — вынимаешь чеку. Уходишь красиво сам и прихватываешь с собой несколько.
Так сделал Роман Филиппов совсем недавно — в 2018 году в Сирии. Летчик был сбит и катапультировался, но приземлился в окружении врага. Со словами «Это вам за пацанов!» он привел в действие гранату.
На войне порой не так страшно погибнуть, как попасть в плен. В старину бойцы оставляли возможность умереть по своей воле, но не становится рабом противника. Если захватывали турки или монголы, попадаешь на галеры. Иные противники пытали просто для развлечения. Исторически сложилась традиция не сдаваться. Русские не сдаются. Не принято.
В Европе история была немного иной. В плен попадали — ситуация обыденная. Потом выкупались за свои же средства (вернее, своих крестьян), возвращались домой и жили спокойно.