Найти в Дзене
zorkinadventures

Невероятная история женщины-фараона в Древнем Египте. Она 21 год оберегала власть от мужчин

Поминальный храм Хатшепсут обрамляют отвесные холмы Западной пустыни. За самым высоким хребтом начинается гигантская расщелина. Это Долина царей – кладбище фараонов, где расположен вход в гробницу Хатшепсут. Ее отец, судя по всему, первым из фараонов обустроил себе последний приют в долине. Заложенная им традиция просуществовала более четырех веков. Фото: Кеннет Гаррет
Поминальный храм Хатшепсут обрамляют отвесные холмы Западной пустыни. За самым высоким хребтом начинается гигантская расщелина. Это Долина царей – кладбище фараонов, где расположен вход в гробницу Хатшепсут. Ее отец, судя по всему, первым из фараонов обустроил себе последний приют в долине. Заложенная им традиция просуществовала более четырех веков. Фото: Кеннет Гаррет

Не так давно случилась эта сенсация: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. Продолжение истории про единственного фараона-женщину в Древнем Египте.

Мумия Хатшепсут.
Мумия Хатшепсут.

В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови).

Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец.

Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном.

Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I.

От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II. Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол.

Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника.

Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке.

Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе.

Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был.

Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно.

Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол.

Захватив власть, Хатшепсут отвела пасынку Тутмосу III второстепенную роль – об этом говорят рельефы на стенах Красного святилища в Карнаке. На сцене, запечатлевшей религиозное празднование, Хатшепсут стоит перед Тутмосом III, оба одеты как фараоны, но титулы наверху описывают их как одного человека. Фото: Кеннет Гаррет
Захватив власть, Хатшепсут отвела пасынку Тутмосу III второстепенную роль – об этом говорят рельефы на стенах Красного святилища в Карнаке. На сцене, запечатлевшей религиозное празднование, Хатшепсут стоит перед Тутмосом III, оба одеты как фараоны, но титулы наверху описывают их как одного человека. Фото: Кеннет Гаррет

Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном.

За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны.

Пасынок Хатшепсут Тутмос III. Фото: Кеннет Гаррет
Пасынок Хатшепсут Тутмос III. Фото: Кеннет Гаррет

В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры.

На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу.

Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов.

На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации!

Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною».

В облике сфинкса она уже больше похожа на мужчину – с львиной гривой и царской накладной бородой. Фото: Кеннет Гаррет
В облике сфинкса она уже больше похожа на мужчину – с львиной гривой и царской накладной бородой. Фото: Кеннет Гаррет

После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо.

Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных».

Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут.

На фоне безлюдных холмов в Дейр эль-Бахри высится погребальный храм Хатшепсут – один из самых прекрасных и величественных храмов мира. Рельефы на его портиках пытались уничтожить – однако сегодня они рассказывают нам о правлении женщины-фараона. Фото: Кеннет Гаррет
На фоне безлюдных холмов в Дейр эль-Бахри высится погребальный храм Хатшепсут – один из самых прекрасных и величественных храмов мира. Рельефы на его портиках пытались уничтожить – однако сегодня они рассказывают нам о правлении женщины-фараона. Фото: Кеннет Гаррет

По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников.

Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы.

В храме бога Амона-Ра в Карнаке туристы могут лично убедиться,что после смерти Хатшепсут(как минимум лет через двадцать)повсюду стали уничтожать ее изображения в облике фараона. Кому стала мешать царица через два десятилетия после смерти? Возможно, детям нового фараона – если прямые потомки Хатшепсут претендовали на престол. Фото: Кеннет Гаррет
В храме бога Амона-Ра в Карнаке туристы могут лично убедиться,что после смерти Хатшепсут(как минимум лет через двадцать)повсюду стали уничтожать ее изображения в облике фараона. Кому стала мешать царица через два десятилетия после смерти? Возможно, детям нового фараона – если прямые потомки Хатшепсут претендовали на престол. Фото: Кеннет Гаррет

Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете».

Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя.

Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года.

Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи.

Почитайте еще: "Леди-мумия: как выглядела мать Тутанхамона"