Найти тему
Леди-Не-Леди

Дягилев был настолько зол на Кшесинскую, что его слуга даже предложил отравить бесполезную балерину

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

Эти слова во время торжественного ужина в честь выпускного вечера в Императорском училище 1890 года произнес сам император Александр III в отношении юной Матильды Кшесинской.

Матильде сама судьба уготовила блистать в мире искусства. Ее отец был выдающимся польским музыкантом, которого в Россию лично пригласил император Николай I. А первый муж матери Матильды был выдающимся танцовщиком.

С ранних лет Кшесинская проявляла мастерство гибкости и пластики. Поэтому после окончания обучения в училище ее сразу же пригласили в знаменитый Мариинский театр. Хотя было время, когда Матильда хотела бросить балет во время учебы.

В какой-то момент девушка разочаровалась в искусстве танца, но увидев на сцене выступление итальянской балерины Вирджинии Цукки, поняла, в чем смысл балета.

Однако назвать Матильду Кшесинскую милой и доброй язык не повернется. Дело в том, чтобы получить заветные роли, молодая и амбициозная балерина была готова на любые интриги.

Так, Матильда начала настоящую войну против итальянской примы-балерины Пьерины Леньяни, которой доставались все самые заветные партии. Чтобы избавиться от конкурентки, Кшесинская начала «продавливать» идею, что русские балерины танцуют нисколько не хуже, а подчас и лучше иностранных приглашенных артистов.

Мало того, что Матильда победила в этом «крестовом походе» за роли, ее прихотей и скандалов не выдержал даже директор Императорских театров князь Сергей Волконский.

В итоге в 1899 году всемирно известный балетмейстер Марис Петипа, который в то время работал в Санкт-Петербурге, был вынужден отдать заветную роль Эсмеральды Матильде Кшесинской. С тех пор никто из балерин не мог даже заикнуться, что тоже хочет станцевать Эсмеральду на сцене. Эту партию исключительно исполняла в балете Кшесинская, чем, естественно, вызывала ропот и недовольство от своих коллег.

Особой любви к знаменитой балерине не питал и Сергей Дягилев, который считал Кшесинскую выскочкой. Но однажды он все же решил пригласить Матильду участвовать в своих «Русских сезонах» в Лондоне.

Кшесинская согласилась на это предложение, так как лондонская публика была интереснее балерине, чем парижская.

Правда, Дягилев, приглашая в свои постановки ненавистную Матильду, сделал это не из любви к искусству. Дело в том, что его самый лучший танцовщик Вацлав Нижинский был военнообязанным, а Дягилев хотел через Кшесинскую выбить Нижинскому отсрочку от службы и привезти свои спектакли в Россию.

Матильда пообещала Сергею Дягилеву свою протекцию. Однако новый директор Императорских театров Владимир Тепляковский наотрез отказался пускать дягилевскую труппу на русскую сцену.

Из-за того, что Кшесинской не удалось все устроить, Дягилев был настолько на нее зол, что его слуга якобы даже предложил отравить бесполезную балерину.

Несмотря на свой яркий талант, который, к слову, Матильда Кшесинская не переставала совершенствовать на протяжении всей своей жизни, такое продвижение вверх в мире искусства было обусловлено близостью балерины к самой царской семье.

Согласно некоторым свидетельствам, с 1892 по 1894 годы у Кшесинской и цесаревича Николая был бурный роман. Для того, чтобы влюбленные могли встречаться подальше от посторонних глаз, для Матильды был куплен особняк, находящийся на Английской набережной.

Родители наследника русского престола смотрели сквозь пальцы на отношения их сына с балериной. Но и сами молодые люди понимали, что их роман ни к чему вообще-то не приведет.

После помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской Николай порвал со своей любовницей.

Чуть позже Матильда в 1901 году была представлена князю Андрею Владимировичу. Молодые люди сразу понравились друг другу. И уже осенью этого года они уезжают в европейское путешествие. На обратном пути в Россию Кшесинская поняла, что беременна.

18 июня 1902 года у балерины родился сын Владимир. Однако отчество он получил не Андреевич, а Сергеевич.

Оказываются амурные дела связывали Кшесинскую еще с одним представителем царской семьи – князем Сергеем Михайловичем Романовым. Именно Сергей Михайлович значился в свидетельстве о рождении мальчика. Позже Сергей Романов даже похлопотал о том, чтобы мальчик получил фамилию Красинский.

Позже в своих мемуарах Матильда Кшесинская признавалась, что все же настоящим биологическим отцом ее сына был Андрей Владимирович, просто Сергей взял «вину» на себя по благородству души.

После революции 1917 года Кшесинская с сыном уехала в Европу, где в это время проживал князь Андрей Владимирович. 30 января 1921 года Матильда и Андрей поженились. А их сын сменил отчество с Сергеевича на Андреевича.

Всю свою последующую долгую жизнь, а прожила великая балерина аж девяносто девять лет, Матильда Кшесинская провела в Париже, обучая основам балета своих юных учеников.

Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.