Найти в Дзене
Белый террор.

Эпоха огня и пара.

Интерес к истории железных дорог в наши дни не проходит и даже усиливается. Свою историю Юго-Восточная, одна из старейших магистралей нашей страны, отсчитывает от 4 сентября 1866 года, когда на станцию Козлов прибыл первый пассажирский поезд.
К юбилею магистрали на дороге построили 17 моделей паровозов дореволюционного и советского периода: 15 из них представлены на выставке у вокзала Воронеж-1. Одна модель размещена в ретроэкспозиции на станции Рамонь и ещё одна – макет первого российского паровоза Черепановых – установлена в сквере воронежского Дворца культуры железнодорожников.
Представленные модели являются миниатюрными копиями легендарных паровозов, что в разное время ходили по нашей дороге на протяжении более чем ста лет. Строили их по сохранившимся чертежам и фотографиям на предприятиях железнодорожной структуры: в сервисных локомотивных депо Ртищево, Россошь-Пассажирская, Мичуринск, Поворино, Елец, Лиски, а также обособленном подразделении Белгород ООО «Милорем-сервис» и Воро

Интерес к истории железных дорог в наши дни не проходит и даже усиливается.

Свою историю Юго-Восточная, одна из старейших магистралей нашей страны, отсчитывает от 4 сентября 1866 года, когда на станцию Козлов прибыл первый пассажирский поезд.

К юбилею магистрали на дороге построили 17 моделей паровозов дореволюционного и советского периода: 15 из них представлены на выставке у вокзала Воронеж-1. Одна модель размещена в ретроэкспозиции на станции Рамонь и ещё одна – макет первого российского паровоза Черепановых – установлена в сквере воронежского Дворца культуры железнодорожников.

Представленные модели являются миниатюрными копиями легендарных паровозов, что в разное время ходили по нашей дороге на протяжении более чем ста лет. Строили их по сохранившимся чертежам и фотографиям на предприятиях железнодорожной структуры: в сервисных локомотивных депо Ртищево, Россошь-Пассажирская, Мичуринск, Поворино, Елец, Лиски, а также обособленном подразделении Белгород ООО «Милорем-сервис» и Воронежском тепловозоремонтном заводе имени Ф.Э. Дзержинского.

-2


Паровоз Черепановых, построенный коллективом ВТРЗ, выполнен в натуральную величину.

Паровоз – одно из уникальных технических творений человечества, главенствовавшее на железнодорожном транспорте более 130 лет. Конструкция машины вызывает восхищение.

Официальной датой изобретения первого в мире паровоза считается 1801 год, когда англичанин Ричард Тревитик получил патент на уникальное творение. В России первый паровоз был построен русскими механиками, крепостными мастерами, отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми, в 1833-м на Урале. Окончательно его конструкция сформировалась к 1901 году.

По экономичности и мощности он уступает тепловозу и электровозу, однако значительно превосходит их по выносливости и неприхотливости. Паровоз способен выдерживать до 400% перегрузок относительно расчётной мощности, а отапливаться может совершенно немыслимыми видами топлива, например, сырыми дровами, а в годы Гражданской войны, бывали примеры, даже сухой воблой.

Паровозное топливо – уголь и мазут – обходится гораздо дешевле, чем электроэнергия и солярка. В силу этих качеств паровозы во многом определили бесперебойность работы железных дорог во время Великой Отечественной войны. Интерес к локомотивам на твёрдом топливе не ослабевает и в XXI веке. Во многих странах сохраняются паровозы-памятники, пользуются популярностью ретропоезда с паровой тягой.

-3



Первые паровозы, которые водили составы на линиях будущей Юго-Восточной железной дороги, были построены в Германии, Франции, Англии, Бельгии и США.

Их производство было освоено и в России. Паровозы непрестанно совершенствовались и дорабатывались.

Помимо официальных наименований серий и индексов подсерий, часто эти машины наделялись именами, под которыми их знали в народе.

«Овечка» – безотказная рабочая лошадка дореволюционной России и советского времени (серия «Ов»); «Сушка» – первенец советского паровозостроения, созданный в 1924 году (серия «Су»); «Лебедянка» – один из лучших советских паровозов серии «Л», названный в честь своего конструктора и нашего земляка Льва Лебедянского; «Генерал» – последний пассажирский паровоз (серия «П36») и другие.

Особую роль паровозы приобретали в сложные периоды истории России. Так, «Овечка» вывезла на себе и Первую мировую, и Гражданскую, и Великую Отечественную войны, будучи основным локомотивом, входившим в состав бронепоездов.

С недавнего времени у воронежцев появилась возможность увидеть в работе «Лебедянку» – паровоз серии «Л», который с начала августа работает на туристическом ретромаршруте Воронеж-1 – Графская – Рамонь.

Интерес к истории железных дорог в наши дни не проходит и даже усиливается.

Поэтому с первого дня открытия выставка пользуется вниманием и большим интересом жителей и гостей Воронежа. Миниатюрные модели ярко и наглядно передают впечатление от своих полноразмерных оригиналов, не оставляя равнодушными зрителей самых разных интересов и возрастов.

Особое впечатление выставка всё-таки производит на юных посетителей.

Возможность рассмотреть вблизи подробности и детали конструкции локомотивов, представить, как размещались в кабине машинист и его помощник, как мощная машина заправлялась топливом, как, оживая, подавала голос и начинала двигаться, развивая стремительную скорость…

Экспонаты выставки подготавливают восприятие зрителей к встрече с настоящим паровозом.

Выставка моделей паровозов однозначно пришлась по душе воронежцам. На неё приходят повторно, приводят семьи и друзей, оставляют восторженные отзывы и искренние слова благодарности. Эпоха «огня и пара» вызывает интерес, который зачастую затягивает, переходит в долгое увлечение. Паровоз, со слов машинистов, – это живой организм со своим характером и судьбой.

Выставка доступна в любое время и совершенно бесплатна.

По материалам из сети интернет (с).