Найти тему
ОЛЬГА САВЕЛЬЕВА (ПОПУТЧИЦА)

Несиние волосы

Я не знала притчу про синие волосы. 

Один тренер на групповых занятиях постоянно "цеплял" девушку из первого ряда. Публично хмыкал над её ответами, высмеивая их, бормотал так, чтобы всем было слышно: "Даааа, давно мне такие недалёкие студенты не попадались", а потом прям в лоб при всей группе выдал: "И как вам с таким низким IQ живётся?"

Девушка чуть не плакала, защищалась робко: "Что я такого глупого сказала? Я не недалёкая".

- Конечно, недалёкая. Ты глупая! И это меня раздражает также, как твои синие волосы...

Девушка вдруг засмеялась:

- Они не синие. Я блондинка.

- Да? - вдруг говорит тренер. - Подумай, почему , когда я говорю про синие волосы, тебе смешно, а когда я говорю про то, что ты глупая, ты чуть не плачешь?

- Потому что про синие волосы - неправда.

- А про "глупая" - правда?

- Тоже неправда!

- Понимаешь, когда ты уверена, что волосы твои не синие, мои слова в тебя не проникают, не цепляют. Ты их отвергаешь со смехом, мол, это бред. А когда ты сама не уверена в чём-то, например, в том, что ты умная, то мои слова про твою глупость ложатся на благодатную почву твоих сомнений в себе. Если в глубине души ты допускаешь, что критикующий тебя человек прав, то его слова тебя заденут, зацепят, доведут до слёз. Получается, что нас оскорбляет то, что совпадает с нашими сомнениями в себе. Считай ты себя умной, ты бы сейчас смеялась над моими наездами про твою глупость ещё громче, чем над синими волосами...

Я не знала эту притчу. Мне её Саша рассказала, тренер мой по ораторскому мастерству. 

Я пришла к ней со своим лукошечком страхов. Что я буду плохо выступать, потому что эмоционально очень нестабильна, что я расплачусь на сцене, не смогу рассмешить зал (а у меня там шутки заготовлены же...)

- И что тогда будет? - спросила Саша.

- Люди скажут: "Ты плохой автор", - ответила я. 

И Саша мне притчу эту рассказала. 

Из этой притчи следует, что я сама себя считаю недостаточно хорошей/ценной/уверенной в себе, и поэтому если кому-то я не понравлюсь, то эти слова войдут в мою самооценку по самую мякотку.

Я поняла, что надо работать со своей ценностью. Потому что пока у меня тут провал. 

По понятным причинам сейчас это стало ещё очевиднее: любой развод - он же про неценность. Если человек - ценный, то ради него свёрнешь горы. А если неценный, то - не свернёшь.

Но "неценный" - это конечная станция. Депо. До него был длинный болючий изматывающий путь, путь преодолений, компромисов и даже удобного вранья самим себе. Даже если ты очень хочешь "накачать" ценностью и себя, и партнёра, то в итоге понимаешь, что невозможно стать ценным насильно. Это не одиночная игра. Тут двое должны горы сворачивать. А когда сворачиваешь эти чёртовы бесконечные горы в одиночку, то остро чувствуешь свою неценность.

Меня вообще ужасно ранят ситуации неценности. Ну, вот, например, из яркого...

К одному моему мастеру я записалась за полгода на 30 декабря. Я хожу к ней много лет , мы дружим, и я хочу делать ту процедуру только у нее. 

И вот она мне 29 декабря говорит: "Оля, ты поймёшь и простишь. Вышла накладка. Я случайно на одно время записала тебя и одну женщину скандальную. Она не простит, если я отменю. Просто вот не простит. По всем соцсетям разнесет. Дорогая, ну ты-то прости меня. Я не смогу 30 числа. Я нашла замену, она сделает все хорошо тебе, как я. Надеюсь, это не изменит ничего в наших отношениях". 

Я сказала, что конечно, все понимаю, что ничего страшного, и это накладка, мы живые и все можем ошибаться. 

А сама потом думала: "С одной стороны, это комплимент, мол, Оля, ты такая понимающая, такая хорошая, такая адекватная. А с другой стороны, ну и зачем такой быть, если в итоге за эти качества тебя и НЕ выберут? Ценнее, получается, та, другая тётенька со скверным характером?".

Почему-то обидно было ужасно...

Тренер Саша говорит, что я - крепость. Что я сильная и защищенная, даже если мне кажется, что это не так.

А мне не кажется. Сейчас я никакая не крепость, а теремок хлипкий. Мне нужен новый цемент, и я его ищу, а пока все заглядывают в зияющие выбитые окна, и хочется найти сначала фанеру, чтобы временно законопатить их, окна эти, а потом уж искать цемент...

А Саша сказала, что пресловутое выражение "сцена лечит" - очень правдиво, потому что в условиях ограниченного душевного ресурса артист не распыляется на поля внимания, на что-то посторонее, а сразу выкладывается на сто процентов, и выступления в условиях болезни или душевного раздрая выходят самые яркие. Меня это успокоило и обнадёжило.

А ещё Саша мне круто так про ров сказала.

 Говорит: "Надо вырыть между собой и зрителем условный ров. В этот ров положить свои шутки, метафоры, шпаргалки, миниатюры. И оставить за зрителем право взять себе то, что его. И не взять не нужное. Например, не засмеяться над шуткой, если ему не смешно. Или пожать плечами на метафору. Или наоборот влюбиться во всё, что ты дала, сразу, до словечка, до буковки. 

Но зритель, в свою очередь, в этот ров кладёт свои впечатления. Восторги, аплодисменты, а может, недоумение или "не совпали", или даже отвержение . И ты, Оля, бери то, что тебе нужно, а что не нужно, не бери".

- И помни, - говорит Саша. - Отвергли не тебя, а твою шутку или миниатюру. А ты всё равно при этом - ценная.

Да. Я поняла. Умом. Осталось понять это сердцем. 

Оказывается, нужно такое мужество, чтобы разрешить себе, опираясь на свои слабости, продолжать верить в свою силу и ценность. Верить также сильно, как в свои несиние волосы.

Фото было сделано на плёнку.

Автор
Автор