В современном мире существует проблема нехватки психологической безопасности во время творческой деятельности по поиску эффективного решения проблемной ситуации в составе группы. В поисках решения данной проблемы и компенсирования недостатков распространённого метода «мозгового штурма», была разработана методика, основанная на древнегреческом празднике симпосии. Предложение по решению выше заявленной проблемы заключается в том, чтобы использовать культурно-исторический опыт. К положительным характеристикам модернизированного симпосия в противовес «мозговому штурму» относятся: атмосфера эмоционального спокойствия, равенство участников, уважительное отношение к каждой идее, преобладание качества мыслей над их количеством, нестандартная обстановка для современного мира, важность каждой личность в процессе работы, сочетание индивидуальной работы с общим групповым успехом решения поставленной проблемы.
Симпосий – это частный дружеский праздник. Каждое из приведённых слов в определении имеют свой смысл: 1) частный, то есть он не носит общегородского характера и проходит только дома; 2) дружеский, потому что не связан территориально и кланово, это просто общий опыт и доверие участников; 3) праздник – это чётко обозначенные время и место, где «перетрясают социальный капитал» участников (их статус, позицию в обществе). Так как группа статична, её необходимо «сотрясать» периодически на мероприятиях специальными субстанциями (у древних греков - вином). Покровителем симпосия является Дионисий – бог земледелия, плодородия, виноделия, а также проектных реальностей, именно поэтому использовались вино и маски. Дионисий следит за участниками симпосия и ему симпатизируют гости (симпосиасты), соблюдающие баланс трезвости.
Дом изнутри украшался живыми гирляндами из плюща и винограда. Это создавало двойственную обстановку. Люди одновременно находились и дома, и в лесу. Включались две противоположные модели поведения, поскольку территории намеренно совмещались для проверки участников. Вино уравнивало людей, а еды практически не было, использовалась лёгкая закуска. На симпосии главное – движение по кругу. Греки на симпосии полулежали на обеденных ложах, украшенных различными подушками и покрывалами. По кругу передавали килик – плоскую круглую чашку с двумя ручками и ножкой, наполненную вином, по очереди отпивая из нее. На дне чаши было изображение (тондо). Прислуга развлекала гостей песнями, танцами и музыкой [1] .
Во время симпосия начиналась беседа, тему которой задавал хозяин мероприятия (симпосиарх). Эта могла быть как тема философии, войны, политики, морали, так и обсуждение более насущных вопросов – цены на урожай и заграничные товары. Иногда проводились соревнования и разгадывались загадки.
В завершении праздника происходил комус – прогулка после симпосия. Участники симпосия гуляли по улице, пели песни и всячески показывали, что у них был сегодня особый вечер. Они держали в руках музыкальные инструменты, а некоторые кирку (символ аристократов, занимающихся спортом) [1] .
Таким образом, симпосий позволял своим участникам обсуждать разнообразные темы в условиях социального равенства, создавая обстановку расслабленности, доверия и раскрепощённости. Этот праздник давал возможность отвлечься от повседневных мыслей и приятно провести время в комфортном окружении.
Описание симпосия как социально-психологического метода принятия групповых решений
Идея разработки метода возникла под влиянием курса лекций по поэзии Древней Греции В. Ю. Михайлина [2] и практики применения спартанских сисситий на сотериологических тренингах Л. Н. Аксеновской [3] .
Важно отметить, что древнегреческий симпосий не использовался в реальности для принятия групповых решений. В моём подходе предлагается лишь взять некоторые элементы этого праздника, видоизменить их, подстроив под нашу реальность и создав непривычную атмосферу для продуктивной групповой деятельности.
Во время симпосия, вместо общей чаши, из которой греки пили вино, можно использовать тарелку, например, с гербом данной организации или с придуманным общим знаком, в создании которого примут участие все члены коллектива. Эта тарелка станет особым "артефактом" для данного мероприятия – способом передачи слова. Можно использовать удобные стулья и стол, расставленные по кругу. Покровительствовать данному мероприятию может Афина – богиня мудрости, так как оно направлено на решение проблем и обдумывание новых идей, то есть мудрствование. Помещение украшается зелёными гирляндами, вместо изображений со следящим за греками Дионисием, могут быть использованы иные изображения, возможно, созданные общими усилиями данной группы.
Члены современной организации могут в такой форме проводить «мозговой штурм», чтобы идеи не предлагались хаотично, чтобы каждый имел возможность высказаться по заявленной для обсуждения проблеме. Атмосфера симпосия «заряжала» бы участников и позволяла им спокойно думать и делиться своей тщательно продуманной идеей. Есть основание считать, что в такой атмосфере куда легче приходят идеи, нежели в состоянии стресса. Продуктивность работы у людей существенно повыситься.
В рамках симпосия люди будут равны и, вместе с тем, у этого мероприятия будет «хозяин» в лице руководителя. Он выступит тем человеком, который всех пригласил «в гости» и гарантирует должный уровень внимания, уважения и гостеприимства каждом. Симпосий начинается со слов «хозяина праздника»: «Я пригласил вас всех к себе на дружеский праздник, который будет проходить только вместе с вами, ведь вы все очень важны для меня». После этих слов «хозяин» зачитывает ряд правил, которые необходимо соблюдать в течение всего мероприятия: 1) каждый участник уважаем и находиться в равных условиях; 2) общаться друг с другом необходимо без издёвок и оскорблений; 3) тарелка – артефакт, который даёт каждому участнику, получившему его в руки, право высказать свою идею, остальные гости и хозяин не перебивают его; 4) хозяин симпосии внимательно выслушивает каждого участника и анализирует предложенные идеи, чтобы в конце мероприятия дать всем обратную связь и решить, каким способом или суммой идей решить проблемную ситуацию; 5) если кто-то из участников ведёт себя буйно, грубо и неуважительно, то на него накладывается «безмолвие Афины», не позволяющее ему мудрствовать и высказывать свои идеи; 6) если участник всё ещё нарушает правила, то ему предлагают выйти подышать свежим воздухом, чтобы вернутся обратно с чистым разумом и попытаться исправить своё поведение; 7) необходимо проявлять активность во время работы.
После прочтения правил и их принятия, "хозяин" симпосия озвучивает проблемную ситуацию, которую необходимо решить. Затем он предлагает гостям вместе с ним выпить чай/сок, угоститься печеньем, орехами или фруктами. Сладости настраивают на рабочий лад, вырабатывая «гормоны радости» и помогая мозгу активно работать.
Вкушение яств было важным элементом культуры древних греков. Перед важным событием они совершали жертвоприношение. В Древней Греции жертвоприношения имели три главных составляющих компонента: сожжение жертвы, возлияния и жертвенные пиршества. Считалось, что боги «питаются» дымом, идущим от сгорающей жертвы. Также во время пира сжигали часть пищи и проливали вино в огонь [4]. В нашем, современном симпосии, «гости» и «хозяин» вкушают сладости и пьют чай/сок вместе с самой Афиной, дарующей им после этого своё покровительство и безграничную мудрость на время проведения мероприятия.
Когда «жертва» принесена, а мозг начал активную работу, "хозяин" предлагает всем собравшимся посидеть в тишине в течение 15-20 минут, чтобы каждый мог обдумать решение поставленной проблемы. Каждый участник может записать мысли на бумагу, чтобы не упустить деталей во время выступления.
Когда время для размышлений подходит к концу, «хозяин» передаёт тарелку «гостю» слева, чтобы движение происходило по часовой стрелке. Каждому участнику отводиться 7 минут, чтобы рассказать о своей идее. Когда выступление заканчивается, «артефакт» предаётся в руки другого «гостя» и тот получает возможность говорить. По завершении круга, «хозяин» анализирует предложенные идеи, оценивая их способность внести вклад в решение проблемы. Если результат неудовлетворителен, то все участники снова совершают «жертвоприношение» и раздумывают над новыми идеями. Если же удалось найти одну или несколько подходящих идей, то мудрствования прекращаются. Каждому «гостю» «хозяин» даёт обратную связь и говорит о том, какое решение смогло оказаться наиболее подходящим или же пытается объединить несколько идей во что-то новое и эффективное.
Прогулка, завершающая симпосий, тоже вполне реализуема. Участники, не спеша, прогуливаются по коридору или по улице. Радуются тому, что нашли общими усилиями важную идею и отлично потрудились для общего блага. Участникам симпосия разрешается украсить себя искусственной зеленью, взять общий «артефакт», если есть музыкальные инструменты или плейер, то идти с ними и играть/слушать музыку, вместе петь, радоваться этому, не нарушая покой других людей.
Заключение
В данной статье была представлена лишь малая часть особенностей культуры Древней Греции. Она, как и культуры других народов, может стать полезным источником для всевозможных психологических упражнений и техник.
Говоря о влиянии обстановки модифицированного симпосия (неосимпосия) на людей, следует отметить ряд особенностей: 1) если участники никогда не проводили подобных мероприятий в помещении с таким внешним видом и характерными обрядами, то процедура выработки группового решения может заинтересовать их как нечто новое, что послужит стимулом поиска дополнительной информации о культуре Древней Греции и создания собственных подобных мероприятий; 2) непривычная атмосфера, дающая возможность всем быть в одинаковых условиях, позволяет меньше использовать различные психологические защиты, снизить эмоциональное напряжение.
Таким образом, предложенный метод позволяет компенсировать недостатки классического метода «мозгового штурма» и открыть новые возможности для повышения эффективности групповой работы. Данная разработка позволяет каждому участнику оказаться в атмосфере индивидуальной и групповой работы одновременно. Каждому члену группы даётся время для тщательного обдумывания поставленной проблемы и создания идеи по её решению. При презентации своей задумки, все детали будут обговорены, так как они постоянно фиксируются на бумаге. Также каждый из участников окажется в тишине, продумывая свою идею, ведь нет необходимости сразу заявлять о своих «сырых» мыслях после постановки проблемы. В такой обстановке каждая идея может получиться качественной, продуманной и неординарной. Во время самого выступления, у каждого члена группы есть возможность высказаться, не перебивая друг друга, внимательно слушая мысли других участников и находясь в атмосфере уважения и равенства. А обратная связь от руководителя группы, его внимание к мыслям и предложениям, тщательный анализ выступлений, позволят удовлетворить потребность быть значительным каждого её участника
1. Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира / пер. с франц. Е. Решетниковой.- М.: Новое литературное обозрение, 2008 – 176 с.
2. Михайлин В. Ю. Дионисова борода: визуальная организация поведенческих практик в древнегреческой пиршественной культуре. — Саратов: Лаборатория исторической, социальной и культурной антропологии, 2007. — 36 с.
3. Аксеновская Л.Н. Сотеринг: Практикум. (Учебное пособие) Саратов: Саратовский государственный университет, 2014 г. – 109 с.
4. Гомер. Илиада. Л., «Наука», 1990. Перевод Н. И. Гнедича. Издание подготовил А. И. Зайцев. – 554 с.