Найти в Дзене
Армия и технологии

Импортозамещенный бронеавтомобиль класса "МРАП" З-СТС "Ахмат". Брутально, надежно, защищенно!

Всем привет, за последние 10 лет отечественный ВПК разработал приличное количество бронеавтомобилей и "МРАПов" различных модификаций, по сути, приблизившись к требованиям и оснащению аналогичных броневиков стран НАТО. Самыми известными представителями отечественных "МРАП" (MRAP - mine resistant ambush protected), это броневики семейства "Тайфун", разработки ПАО "КамАЗ" и АО "УралАЗ", которые неплохо зарекомендовали себя в Сирийской Арабской Республики.

КамАЗ-К63968 "Тайфун-К". / Источник фото: Яндекс.Картинки
КамАЗ-К63968 "Тайфун-К". / Источник фото: Яндекс.Картинки

По концепции броневик типа "МРАП" должен защищать экипаж от стрелкового оружия, включая бронебойных пуль калибром до 14,5 мм, а также подрыв осколочно-фугасных устройств 6 - 10 кг в тротиловом эквиваленте под любой точкой бронекапсулы. Одним из технических решений, обеспечивающих такую стойкость к взрывным устройствам, обусловлено V - образным днищем, которое рассеивает взрывную волну, а защиту от пуль обеспечивает специальный сплав с керамическим наполнителем и бронестекла, разработанные для броневиков семейства "Тайфун" в НИИ Стали.

Испытательный подрыв "МРАПа" "Тайфун-У" от АО "УралАЗ" (GIF видео).
Испытательный подрыв "МРАПа" "Тайфун-У" от АО "УралАЗ" (GIF видео).

Однако в соседнем "государстве", где наша страна проводит операцию против "декоммунизации", данные броневики начали попадать в качестве трофеев противнику, а потом отправляться на изучение в Польшу, на предмет наличия комплектующих и узлов не российского производства. Например на самых ранних вариантах (их 70% от всей серии) использовались электро компоненты Bosch (Германия), автоматическая трансмиссия от Allison (США), мосты и элементы подвески от Timoney (Ирландия), даже шины французской Michelin, а на самых ранних прототипах с колесной формулой 4х4 ставились двигатели от Cummins (США).

Полностью импортное колесо от ступицы до шины "МРАПа" КамАЗ-К63968 "Тайфун". / Источник фото: Telegram
Полностью импортное колесо от ступицы до шины "МРАПа" КамАЗ-К63968 "Тайфун". / Источник фото: Telegram

Это обуславливалось тем, что разработчик не был уверен, что данные машины будут приняты на вооружение, так как из-за уровня защищенности и передовой "начинки" стоимость была очень высокой, соответственно никто не будет строить завод по производству компонентов под рискованный проект. Однако МО данные броневики понравились и было принято решение поставлять их в войска, а с импортозамещением решать уже по ходу дел.

Бронеавтомобиль класса "МРАП" 3-СТС "Ахмат". / Источник фото: Telegram
Бронеавтомобиль класса "МРАП" 3-СТС "Ахмат". / Источник фото: Telegram

Как показала практика боевых действий, предпочтительными оказались "МРАПы" типа КамАЗ К-4386 и КамАЗ К-63968, но на фронте их оказалось мало, производить из-за санкций сложно, в связи с этим было принято решение создать полностью отечественный "МРАП" с колесной формулой 6х6 и такой машиной стал броневик З-СТС "Ахмат".

"МРАП" 3-СТС "Ахмат" в зоне СВО. / Источник фото: Telegram
"МРАП" 3-СТС "Ахмат" в зоне СВО. / Источник фото: Telegram
3-СТС "Ахмат" в зоне СВО. / Источник фото: Telegram
3-СТС "Ахмат" в зоне СВО. / Источник фото: Telegram

На основе Камаз-43501 "Патруль", всего за 25 дней был спроектирован новый брутальный броневик, который сразу же начал производить и поставлять на фронт АО "Ремдизель", являющимся дочернем предприятием "КамАЗ". Концептуально ничего не поменялось, тот же бронекорпус и двигатель надели на отечественное шасси, с шинами и ступицами от военного грузовика КамАЗ-5350, всё электрооборудование так же заменили на отечественное, включая трансмиссию, она теперь механическая. Броневик стал менее технологичным, однако не потерял основных качеств "МРАПа" - защиту! Она осталась практически на том же уровне, по скоростным характеристикам машина тоже не претерпела изменений (максимальная скорость по трассе до 100 км/ч при снаряженной массе в 16500 кг), но главное, теперь можно производить броневик в нужном количестве и в срок.

Кормовая часть броневика 3-СТС. / Источник фото: Яндекс.Картинки
Кормовая часть броневика 3-СТС. / Источник фото: Яндекс.Картинки

Экипаж и десант размещается в общем обитаемом объеме бронированного корпуса. Четыре места, в том числе и сиденье водителя, установлены в два ряда. Еще шесть кресел, отвязанных от пола, помещаются в кормовой части отсека, вдоль бортов, доступ в броневик обеспечен двумя парами бортовых дверей и кормовой распашной дверью. Как я сказал, кресла отвязаны от пола, для минимизации травм от взрывной волны передающейся к ногам десанта и экипажа, против осколков используется кевларовый "подбой" как на всей перспективной отечественной бронетехнике.

Бронированные двери и внутренний отсек десанта броневика 3-СТС. / Источник фото: Яндекс.Картинки
Бронированные двери и внутренний отсек десанта броневика 3-СТС. / Источник фото: Яндекс.Картинки

Что по итогу? Двоякое чувство, с одной стороны надо было заниматься импортозамещением в первые 4-5 лет с даты принятия на вооружения всей линейки броневиков семейства "Тайфун - Патруль" и машин на их основе, с другой стороны радует, что ВПК несмотря на санкции и трудности быстро находит пути решения и наши бойцы не передвигаются по фронту в "консервных" банках, рискую жизнями. А на сегодня всё, подписывайтесь на канал, всем добра.